Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 85 В то же время эта пьеса, как и ряд других фортепианных опусов современных китайских композиторов, содержит не только этическое, морально-воспитательное дидактическое направление, но и в равной степени нацелена на воспитание в будущем достойных, профессиональных музыкантов – представителей своей культуры на мировых сценах. Обращаясь к проявлению дидактического направления в фортепианном творчестве китайских композиторов для детей, «следует четко осознавать, что дидактическая составляющая, кроме общегуманистической, имеет также конкретную профессиональную направленность. Ведь помимо развития эмоциональной сферы, влияния на интеллектуальный потенциал и психолого-этическую коррекцию, музыка предназначена для педагогического репертуара, направлена на формирование специально-музыкальных, в данном случае, фортепианно- исполнительских навыков и умений. Таким образом, дидактические векторы большинства музыкальных артефактов направлены как на личностное, так и на профессиональное измерение развития личности. Оба эти вектора, однако, не противопоставляются, а наоборот, гармонично взаимодействуют и взаимодополняют друг друга. Ведь в процессе активного освоения музыки, то есть через обучение игре на любом инструменте, пении, участии в ансамблях, коллективах и т. д, параллельно осуществляется психоэмоциональная коррекция, причем отчетливее, чем при пассивном слушании произведений, поскольку задействует индивидуально-креативный компонент, и одновременно приобретаются навыки профессионального исполнения» [9, с. 51]. Конечно, при этом следует учитывать и национальную специфику проявления дидактической направленности фортепианных произведений. На первое место стоит поставить национально-патриотические цели (поскольку нередко такие произведения знакомят с музыкальными традициями разных регионов, открывают перед учениками многообразие их духовных достижений). Ту Мен Синь часто обращался к детской тематике. Известны не только отдельные сочинения, но и детские циклы. Их стилистика, как и большинство произведений, написанных Ту Мен Синь для фортепиано с дидактической целью, естественно сочетает принципы построения европейских «детских альбомов», композиторов-романтиков ХІХ в. (Р. Шумана, П. Чайковского) с элементами китайской фольклорной мелодики, прежде всего с ее характерной ритмоинтонацией и некоторых жанровых моделей. Программность в таких циклах является непременной составляющей образного содержания, поскольку направлена на воспитание определенных этических устоев будущих граждан, в частности на непременное в китайской традиции понимания единства человека с природой. Игровые сценки и образы природы воплощаются композитором способом, доступным для детского восприятия. Наиболее известный детский фортепианный цикл Ту Мен Синь – «В село». Кратко представим образный замысел цикла и его конкретное музыкальное решение. Программа цикла связана с идеей свободного труда на земле, которая постоянно культивировалась в Китае, особенно в середине ХХ века. Все пьесы написаны в трехчастной репризной форме, ее сквозной линией

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=