Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 84 конфуцианства: изображение природы со всеми ее звуковыми характеристиками получает универсально-философское значение, поскольку музыка, начиная с фундаментальной основы китайского мировоззрения постулирует единство музыки и природы. Приведем несколько примеров. «Колосья. Богатый урожай» Сун Итьен написана в сложной трехчастной форме с трио. В быстром темпе, начинается символической имитацией прозрачного звука колокольчиков, звучащие издали, как будто с высоты. Широкая мелодия средней части получает выразительный контрапункт во второй октаве. На протяжении всей пьесы мелодическое движение происходит непрерывно, то перебрасываясь из нижнего регистра в верхний, то вступая в диалог, который метафорически можно назвать диалогом «земного и небесного». Композитор использует ряд национально характерных музыкально- выразительных средств для создания образа: пентатонные звукоряды, типичные ритмоформулы, происходящие от песенной поэзии. Несмотря на национальную характерность, в пьесе можно найти и ряд элементов музыкальной выразительности, присущих для европейской фортепианной музыки. Конструктивность фактуры позволяет провести параллели с сочинениями Б. Бартока, колористичность созвучий и прозрачность изложения – с импрессионистической манерой письма Клода Дебюсси. В этом же ключе написана пьеса «Стог сена» Ту Мен Синь. По стилистическим характеристикам музыкальный язык пьесы напоминает нам о «Леможе» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского. Такое же аккордовое сопоставление в первой части, секвентное развитие, красочное тональное сопоставление. Однако на этом параллели с западноевропейской музыкой и заканчиваются. Основная тема пьесы выдержана в типичном для китайской музыки пентатонном звукоряде. В средней части характер темы меняется благодаря перемещению в средний регистр, приглушенной динамике и контрастному типу фактуры (сопоставление женского – мужского образов). В репризе темп возвращается, становится все стремительнее, активнее. В среднем разделе композитор имитирует натуральный строй народных инструментов благодаря обилию диссонирующих секунд. Интересно решение завершения пьесы. После постепенного нарастания и достижения кульминации главная тема словно растворяется в прозрачных диатонических арпеджио (на звуках пентатонного звукоряда) в высоком регистре. Следует отметить, что пьеса предназначена для начинающих пианистов и весьма востребована в школьном репертуаре. Для достижения дидактической цели очень важно, что она изложена очень удобно для детского исполнения, будет понятной и посильной для изучения младшими школьниками. То есть, важный этический посыл этого современного фортепианного произведения – уважение к предкам, труду, преемственность поколений, которая в китайской традиции принадлежит к основам национального мировоззрения – здесь передается в привлекательной и доступной форме.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=