Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 80 таким названием подчеркивается ведущая роль в традиционном китайском музыкальном творчестве песенного начала. Примеров целенаправленного внимания китайцев к традиционной музыкальной культуре можно было бы привести немало. Во II – VI веках нашей эры при китайском дворе существовала музыкальная палата Юэфа. Среди прочего, в ее задачи входило собирание народных песен в разных районах Китая. О стремлении к сохранению и развитию в Китае народно-песенной культуры можно говорить вплоть до окончания правления последней династии в 1911 г. В 1954 году при Центральной консерватории в Пекине открывается Институт национальной музыки. Его главными задачами стали сбор и научная обработка произведений народной музыки. С этой целью организуются специальные научные экспедиции. Известно, что китайской музыке присуща неразделимая связь инструментальной музыки со словом, жестом, танцем. Например, китайский народный певец должен «...соблюдать умеренность в проявлениях желаний и страстей». Это можно увидеть «в мимике во время пения, где радость и горе практически одинаково выраженные, … в статическом положении тела во время исполнения» и в других признаках [5, с. 31]. Конечно же для европейского зрителя такое сценическое воплощение будет совершенно непривычно. Особую роль в развитии принципов и форм музыкальной программности играет традиционная китайская опера. Звучание ансамбля народных инструментов здесь связывается с отображаемыми на сцене событиями, которые всегда близки к жизни простого народа. Ярким примером этой связи является Пекинская опера, которая сформировалась в конце XVIII века. Ее спектакли являются «слиянием всех жанров театрального искусства (оперы, балета, пантомимы, трагедии и комедии» [7, с. 22]. В традиционной китайской опере используется специальная, во многом символическая речь актерской игры. Этот язык прекрасно понимает китайский зритель, но она, как правило, бывает непонятна европейскому зрителю. «Ключевыми особенностями традиционного китайского театра являются свобода и расслабление. Для того, чтобы соответствовать этим требованиям, артисту необходимо знать основы национального актерского мастерства. Это четыре умения и четыре приема . Четыре умения – это пение, декламирование, перевоплощение и жестикуляция; Четыре приема – это игра руками , игра глазами , игра туловищем и шаги » [10, с. 188]. В оперном спектакле сопровождение китайскими традиционными инструментами играет очень важную роль. Эта роль подчеркивается, в частности, в названии одной из известных форм китайской классической оперы – банцзы. Это название происходит от китайского деревянного барабанчика, который играл одну из главных ролей в оркестре этой оперы. Что касается сюжетов, ставших основой программных сочинений, то здесь лидирующее место принадлежит образам природы. В связи с эти естественно предположить, что весьма распространенным в китайской фортепианной музыке является звукоизобразительный тип

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=