Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 8 сверхвременном, «моральном времени», точнее, в некоем «мгновении настоящего», которое неподвластно законам физического времени. Вполне можно согласиться с оценкой взглядов Толстого на время, усматривающей их сходство с концепций автора «Творческой эволюции» – Анри Бергсоном. «Подобно Бергсону, Толстой приходит к необходимости понимать время в двух очень разных смыслах; по сути, он склоняется к мысли о существовании двух форм времени, одна из которых присуща материальной, физической реальности, а вторая – духовному бытию. Бергсон в своей философии попытался различить эти две формы времени терминологически, предложив для второй термин длительность» [4, с. 131]. В данной статье нас интересует толстовская концепция времени духовного бытия личности. Толстой называет его «мгновением настоящего», «безвременной точкой настоящего», «точкой Ничто, в которой сходятся будущее с прошедшим». Но главное – то, что это «квазивремя» может быть описано и проанализировано только при помощи этических категорий, таких как «нравственное усилие», «свобода воли», «самосовершенствование», «моральное благо», так что его вполне можно назвать «моральным временем» личности [коммент. 2]. Нравственное усилие и свобода воли «Людям кажется, – пишет Толстой, – что их жизнь проходит во времени – в прошлом и будущем. Но истинная жизнь человеческая не проходит во времени, а всегда есть в той безвременной точке, в которой прошедшее сходится с будущим и которую мы неправильно называем настоящим временем. В этой безвременной точке настоящего, и только в этой точке, человек свободен, и потому в настоящем, и только в настоящем, истинная жизнь человека» [9, с. 274]. Зафиксировав эту «безвременную точку», Толстой стремится наполнить ее максимальным нравственным смыслом и содержанием. По мысли Толстого и его внутреннему опыту в этой «безвременной точке настоящего» заключена та глубинная свобода, которая только и позволяет признать и принять высшую духовную истину и неукоснительно следовать ей в жизни. И только в этой точке темпоральной свободы возможно совершение нравственного усилия с помощью которого достигается моральное благо. Предварительно Толстой определяет «нравственное усилие» или «усилие сознания» как целостную духовную установку, направленную на преодоление зла и достижение морального блага. Это – максимальная концентрация воли в определенной точке времени. Чтобы объяснить смысл и назначение «усилия», Толстой прибегает к аналогии из области сна: «Мы делаем усилие проснуться и действительно просыпаемся, когда сон становится ужасен и нет уже больше сил переносить его. То же надо делать и в жизни, когда она становится невыносима. В такие минуты надо усилием сознания проснуться к новой, высшей, духовной жизни» [9, с. 265-266].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=