Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 79 произведения, в которых натуралистически копируются звуки природы, крики животных, интонации человеческого голоса, а есть пьесы более сложные, наполненные самыми разнообразными жизненными сюжетами и темами. Бывает, что программный замысел выражается лаконичным названием, которое имеет символическое значение» [3, c.110]. Музыкальная программность является одним из видов «единения музыки и речевых средств, а также литературы, которые обозначают или отражают те стороны единого объекта отражения, которые передать своими собственными средствами музыка не в состоянии, то есть дают предметную, а иногда и понятийную конкретность» [2, с. 11]. Рассматривая программность в китайской музыке, следует обратить внимание на отличительные черты китайского мировосприятия, которые уходят в глубину веков: синкретичность и символичность. В основе синкретичности в древности в Китае лежало собирательное понятие юэ , которое выражало чувство прекрасного в наиболее общем смысле. Этим понятием охватывались благотворительность, поэзия, музыка и живопись, а также «что-то прекрасное вообще, которое характеризуется высокой степенью организации» [8, с. 250]. В музыке понятие юэ связывалось также с китайской пентатонической ладовой системой. Что касается символичности, исследователь китайской народной вокальной музыки Вей Дзюнь отмечает: «В основе китайского традиционного мышления лежит не слово, а образ, идеограмма, а еще точнее –иероглиф, который породил так называемый иероглифический тип мышления. Любой иероглиф – это сам по себе Образ, Целое. Вербальные тексты в традиционной культуре Китая также рассматривались как знак, символ, который несет колоссальную информационную и идейно-дидактическую нагрузку. Заложенное в тексте свойство, вызвать у читателя определенные ассоциации, во многом было вызвано самим характером письма с использованием знака- символа в качестве не только дидактической, но и образно-символической единицы» [4, с. 39–40]. Свойства отдельных тонов пентатоники, свойства музыкальных жанров и даже инструментов ассоциировались китайцами со строением вселенной (например, с положением на звездном небе солнца и луны). Развитая пентатоническая система включала 12 тонов. Аналогии в строении этой системы можно увидеть в почасовом распределении часов в сутках, в двенадцати месяцах года. Считалось даже, что нарушение шкалы высот в звучании инструментов «могло иметь космологические и социально- политические последствия [8, с. 250]. Традиционная музыка Китая содержит пять основных видов. Это песни, танцевальная музыка, музыка песенного склада, музыка опер и инструментальная музыка. Однако базовой основой китайской музыкальной культуры всегда была и остается народная песня. Например, показательно, что все китайское народное творчество, включая музыку, танцы, резьбу по дереву, вышивание и другие формы называется в Китае Мин Ге, что переводится как народная песня. Вероятно,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=