Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 78 Дуин Хулунбуирский государственный университет, Внутренняя Монголия (Китай), г. Хулунбуир ПРОГРАММНОСТЬ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА КИТАЙСКОЙ МУЗЫКИ (НА ПРИМЕРЕ ЖАНРОВО-СТИЛЕВОГО И КОМПОЗИЦИОННО-ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФОРТЕПИАННЫХ МИНИАТЮР ЧУ ВАН ХУА, СУН ИТЬЕНА, ГО ЧЖИХУНА, ТУ МЕН СИНЯ) На развитие фортепианного искусства Китая активно повлиял диалог китайской культуры с музыкальными культурами Запада. В процессе анализа жанровых, формообразующих, ладовых, тембровых особенностей фортепианных миниатюр Чу Ван Хуа, Сун Итьен, Го Чжихун, Ту Мен Синь были сделаны выводы о использовании китайскими композиторами музыкальных форм романтической музыки (прелюдия, концертная пьеса, вариации, поэма) и ее сюжетов (пейзажные зарисовки, жанровые сценки). Кроме того, стремление к наиболее близким к ментальности китайцев импрессионистическим средствам музыкальной выразительности сказалось в способах гармонического и фактурного изложения, использовании педали, тонкой динамической нюансировке. Ключевые слова: программность, жанр, пентатоника, звукоизобразительность, прихотливый ритм, мотивная разработка. Duin Hulunbuir University (Hulunbuir, Inner Mongolia (China)) THE ILLUSTRATIVENESS AS A NATIONAL SPECIFICITY OF CHINESE MUSIC (ON THE EXAMPLE OF GENRE-STYLISTIC AND COMPOSITIONAL-DRAMATURGICAL ANALYSIS OF PIANO MINIATURES BY CHU WANG HUA, SUN YITYEN, GUO ZHIHONG, TU MEN XIN) The dialog of Chinese culture with the musical cultures of the West has greatly influenced the development of Chinese piano art. In the process of analyzing the genre, formative, mode, timbre features of the piano miniatures ин Chu Wang Hua, Sun Yityen, Guo Zhihong, Tu Meng Xin, the author draws conclusions about the use of Romantic music forms (prelude, concert piece, variations, poem) and its plots (landscape sketches, genre scenes) by Chinese composers. In addition, the desire for impressionistic means of musical expression closest to the mentality of the Chinese affected the methods of harmonic and textural presentation, the use of the pedal, subtle dynamic nuance. Keywords : illustrartiveness, genre, pentatonic, sound acuity, whimsical rhythm, fragmentation of themes. DOI 10.22405/2304-4772-2023-1-3-78-88 Предпосылки и причины особой роли программности в инструментальных сочинениях китайских композиторов берут начало в культурных традициях Китая и в особенностях китайского менталитета: «Программность в музыке выражается по-разному. Есть примитивные

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=