Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 67 древнеславянского символа близка по стилю и представляет собой трехчастную сцену поклонения Древу, которую образуют главная фигура посередине и две обращённые к ней с левой и правой сторон [4]. Орнамент композиции не растительный, а геометризованный, и образ дерева передается в самых общих чертах. Несмотря на то, что варианты, оттенки цветовой гаммы и способ вышивания орнаментовимеют свои особенности и различны по композиционному построению, их символика на протяжении веков сохраняла свое значение, общее для обоих народов. В славянской культуре красный цвет символизирует Солнце и жизнь [6], в вышивках русского и белорусского народов он занимает основное место, другие цвета выступают как дополнение. Красная вышивка с незначительным дополнением черного цвета на белом фоне полотна преобладает на полотенцах (рушниках) и элементах одеждыобоих народов. И хотя для Беларусии характерна большая сдержанность в выборе цветовых сочетаний вышивки (особенно в сравнении с южными регионами России), в некоторых районах вышивка, как и на русских изделиях, была многоцветной, с дополнениемкрасногонебольшим количествомоттенков синего, зеленого и желтого цветов, различающихся по интенсивности в зависимости от региона. Цветовое сочетание узора красной нитью (Солнце) на белой ткани (Белый свет) в русской и белорусской народной вышивке объясняется широко распространенным у восточных славян поверьем о чудодейственных свойствах красного цвета и его влиянии на плодородие. Следует отметит, что в вышивках обоих народов выбор и сочетание цветов во многом определялись местными региональными традициями, а в отношении Беларуси – даже традициями отдельного села. Межнациональная общность вышитого орнамента прослеживается и в использовании приемов вышивки, среди которых центральное место занимает древний общеславянский прием – «набор». И в русских, и в белорусских изделиях широко распространены вышивки двусторонним швом («росписью»), крестиком, гладью.В восточных районах Беларуси, граничащих с русскими территориями, широкое распространение получили традиционные и для России различные видыстрочевойвышивки (швы по разреженной ткани). Можно отметить также частное сходство между вышивками белорусского Поднепровья и южных регионов России – яркая декоративность, использование интенсивных тонов красного цвета, исключительное разнообразие техник и приемов исполнения в одной композиции. Выводы. Разнообразие декора и богатство колористики русских и белорусских текстильных изделий, как проявление общеславянских традиций, свидетельствует, как общих корнях, так и близком пути развития этого традиционного для обоих народов вида декоративно-прикладного искусства. Можно сделать вывод, что сравнение народного искусствавышивки России и Беларусивыявляет значительное сходство по разным признакам, что обусловлено общностьюего происхождения и безусловным наличием древней общеславянской основы. Общеславянский характер прослеживается в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=