Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 66 геометрический орнамент [4; 5; 12]. Его трансформация стала основой для возникновения значительно более поздних растительных узоров, следует признать, более распространенных в белорусских вышивках. Однако наиболее популярный мотив в растительном орнаменте Беларуси – зигзагообразная или волнообразная веточка, достаточно часто встречается и на русских вышивках. Нельзя также не отметить, что в композициях обоих народов равномерно отходящие от веточки в одну или разные стороны восьмиугольные розетки постепенно претерпели очень сходную трансформацию в стилизованную виноградную лозу с листиками и гроздьями, или (реже) ветку с цветами. Определенное влияние традиций вышивок русского Севера, принесенных старообрядческими переселенцами из России, на белорусские орнаменты можно обнаружить в вышивках белорусского Поозерья. Части костюмов и рушники содержат изобразительные мотивы, сочетающие геометрические узоры с растительными, орнитоморфными и антропоморфными. Следует отметить, что в русских и белорусских вышивках с изобразительными мотивами четко прослеживается стилевое единство, специфика проявляется в технике швов и цветовой гамме орнамента. Однако при этом следует указать, что белорусские исследователи считают, что зооморфные и антропоморфные узоры составляют достаточно незначительную часть белорусского народного орнамента, который чаще предназначался для украшения женской одежды, особенно рукавов женских блуз [10]. Орнитоморфные мотивы представлены общим для славянской культуры образом птицыкак символаплодородия [6]. Известно, что птицы были одним из наиболее распространенных и любимых орнаментальных мотивов в южных, северных и северо-западных районах Европейской части России. При этомдля русской вышивкеприсуще большее разнообразие изображений (лебедь, гусь, утка, птица с большим горизонтальным хвостом или поднятым крылом) [5; 7], объясняющееся региональностью и значительной протяженностью русских территорий, в то время как для белорусскойхарактерно дополнение образа птицы крестиками, кружками, трезубцами как символами огня и солнца, которые располагались на голове или в оперении птицы. В белорусских композициях птицы являлись составной частью смешанного орнамента наряду с деревьями и цветами. Наследием общей для двух народов славянской культуры являются и антропоморфные мотивы с изображением женской фигуры, часто встречающиеся в белорусской вышивке и вышивке северо-западных районов Европейской части России. Разница в построении орнамента и изображении фигуры не изменяет ее символического значения Матери-Земли, Весны как символа плодородия и продолжения жизни.Антропоморфные мотивы у обоих народов обычно являлись украшением обрядового текстиля, полотенец и женской одежды. Значительное сходство обнаруживается в русских и белорусских вышивках с одним крупным мотивом, изображающим вазон – Древо Жизни. При всем разнообразии текстильных изделийкомпозиция этого

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=