Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 65 народных костюмов являются, с одной стороны, устойчивость определенных традиционных канонов, а с другой – многовариантность орнаментально- композиционных проявлений. Так, если для Белорусского Поозерья характерен особый ромбический орнамент, то для близких в географическом отношении районов белорусско- смоленского пограничья как со стороны Белоруссии, так и со стороны России традиционным является свастический декор, берущий свое начало от орнаментов кривичей [12]. Женские костюмы северной и восточной части Беларуси и народные костюмы Смоленской области и северо-западных регионов России обнаруживают сходство как по преимущественно бело- красному колориту, так и по достаточно сдержанному орнаментальному декору. Исследователями установлено, что многие элементы славянской символики представляют собой различные вариации изображения свастики как древнеславянского символа солнца [6], наделяемого народом особой мощной светлой магической силой. Такие элементы присутствуют в мотивах вышивок народных русских и белорусских костюмов, предметов быта, обрядовых принадлежностей. Несмотря на то, что белорусской народной вышивке присуща большая сдержанность, строгость орнамента и четкость геометрического узора, чем русской, они очень близки по построению орнаментальной композиции и смысловому содержанию орнамента. Для традиционной белорусской вышивки характерно преобладание геометрического узора, в котором одним из главных элементов является представленный в разных вариантах ромб. Орнаменты русской вышивки отличаются большим разнообразием, но в геометрическом орнаменте русской вышивки ромб также являлся наиболее распространённой фигурой. И русские, и белорусы называлиромб «кругом», он выступал единым символом Солнца и Земли, а в Беларуси считался также символом дождя и урожая. В белорусской и русской народной вышивке ромб дополняется треугольниками, квадратами, прямоугольниками, крестиками, розетками, а также прямыми и зигзагообразными линиями.Впостроении орнаментов варьируется различный порядок расположения фигурв горизонтальных, вертикальных, диагональных рядах, общеславянских бордюрных композициях. Как традиционный элемент орнамента в вышивке обоих народов широко представлена восьмилепестковая (восьмилопастная) остроугольная розетка [2], повсеместно распространенная во всех районах Беларуси, а также в северо- западных и западных областях России, выполнявшая одинаковые функции в композициях русских и белорусских узоров – ведущий элемент или декоративный компонент в мотиве с центральной женской фигурой. Интересно отметить, что и в белорусской, и в русской вышивке при постепенном отходе от строгих линейных форм розеткапостепенно видоизменялась, принимая форму стилизованного цветка [1]. Можно констатировать, что как в русском, так и в белорусском декоративно-прикладном искусстве исконным старейшим видом является

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=