Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 64 сотрудничества с европейскими государствами, хотя и привнесло некоторые дополнения, однако не оказало ни определяющего, ни значительного воздействия на декоративно-прикладное искусство России. Аналогичная тенденция просматривается и в отношении влияния государств Прибалтики на народное искусство Беларуси [9]. В разные исторические эпохи как для России, так и для Беларусии всегда была характерна традиционность декоративно-прикладного искусства, основанная на общности происхождения восточнославянских народов. Преобладание в нем идущего из древности общеславянского базиса определяет стилистическую, видовую и тематическую общность народного искусства русских и белорусов, при безусловно присутствующем своеобразии, объясняющемся спецификой географического и экономического положения, особенностями этноса и природных условий обоих народов. Многими исследователями народный текстиль признается тем видом белорусского народного декоративно-прикладного искусства, которыйне только отличается наибольшим разнообразием по декору и композиции, но и наиболее ярко демонстрирует устойчивые чертыдревнеславянской культуры, а узорное ткачество и вышивка являются наиболее распространенными видами древних ремесел на территории Беларуси [10;12]. Поэтому при изучении общности народного искусства России и Беларусии основное внимание следует уделить этому его виду. Прежде всего, следует отметить, что в орнаментах вышивок народного костюма разных районов России и Беларусии на протяжении веков сохранялась символика древних славянских знаков, изначально предназначенных для религиозно-магической функции связи человека с высшими силами [1; 2]. Исследование особенностей русского и белорусского народного костюма показало, что при значительных отличиях как между костюмами двух народов, так и внутренними различиями костюмов каждого народа по географическому признаку, основные элементы традиционной женской и мужской одежды имеют сходные выраженные этнические особенности. Во- первых, для обоих народов характерно большее внимание изготовлению праздничной женской одежды, хотя ее комплектность и исполнение могут иметь значительные отличия [5; 10]. Во-вторых, русскому и белорусскому традиционным костюмам свойственны гармоничность сочетания формы и пропорций с цветовой гаммой и декором, во многом обусловленные модульным принципом их изначального конструирования, которое задавалось определенной шириной домотканого полотна и прямоугольным кроем. Преимущественно горизонтальный характер расположения декора на полотне костюмов обоих народов определялся особенностями способа декорирования на ткацком станке, хотя и не исключал наличия вертикальных и диагональных орнаментов [12]. В-третьих, для России и для Белоруссии характерны региональные особенности орнаментов и оформления костюмов разных областей, что можно считать показателем сохранности в народном костюме элементов более ранних культур. Можно констатировать, что общими чертами русского и белорусского

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=