Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 6 The main part of the article examines the structure of temporal motivation for an act in Tolstoy’s moral philosophy: moral effort – free choice of spiritual truth – the moment of the present – moral good. The author emphasizes that Tolstoy considers free choice in the act of moral effort in two ways: negative and positive. The meaning of negative effort is the recognition of the truth of abstinence from external assistance to evil, which appears in Tolstoy’s concept of non-doing. In its turn, the positive effort of consciousness fightsagainst internal evil: sins, temptations, superstitions. At the same time, the effort of self-denial frees people from sins, the effort of humility frees people from temptations, the effort of truthfulness frees people from superstitions. In conclusion, the author compares Tolstoy’s concept of time in with the structurally similar concepts of time of Augustinus and S. Kierkegaard. The article concludes thataccording to Tolstoy, “life in the present” includes (in Augustinus’ terminology) not only the “present of the present” (the very moment of moral effort), but also the “present of the past” (memory of imperfection) and the “present of the future "(desire for self-improvement) Keywords: L. N. Tolstoy, moral philosophy, time, duration, instant, moral effort, free will, spiritual truth, life in the present, “present of the past”, “present of the future”. DOI 10.22405/2304-4772-2023-1-3-5-18 «Истинная жизнь человеческая не проходит во времени, а всегда есть в той безвременной точке, в которой прошедшее сходится с будущим и которую мы неправильно называем настоящим временем. В этой безвременной точке настоящего, и только в этой точке, человек свободен, и потому в настоящем, и только в настоящем, истинная жизнь человека». Л. Н. Толстой Введение В творчестве Толстого мы сталкиваемся с двумя противоположными преставлениями о времени. Одно из них отождествляет время с длительностью, другое – с мгновением. Первое характерно для художественных произведений Толстого, второе – для нравственно-философских трактатов и эссе. Первое означает текучесть био- и- социо-психологического существования человека в истории; второе – мгновенность его духовного преображения в «вечности», проявляющееся в акте нравственного усилия через свободный выбор духовной истины в настоящий момент времени. Первый тип времени измеряется внутренними биологическими часами и астрономическими циклами; это – «истинное время в романе «Война и мир» более настоящее, чем время на часах» [11, с. 458]. Второй тип – означает мгновение настоящего, которое находится за пределами астробиологического времени и которое измеряется душевным порывом к истине. Данная схематика времени у Толстого в определенной степени совпадает с концепцией «двух времён в литературе», ставшей классической и четко зафиксированной в исследовании H. Meyerhoff «Time in Literature [13]. Основываясь на материале литературы XX века (Джемс Джойс, Марсель Пруст, Виргиния Вульф, Ф. Скотт Фицджеральд, Томас Манн, Томас Вулф), Meyerhoff приходит к выводу, что писатели используют в своем творчестве два

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=