Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 59 повторение никогда не создаёт точной копии предшествующего действа, но всегда отражает и формирует особенности каждого конкретного участника. Теория К. Вульфа, на наш взгляд, противостоит усиливающемуся влиянию редукционизма и эволюционной биологии на гуманитарные дисциплины, которое транслируется через дискурсы постгуманизма, трансгуманизма и аналитической философии сознания. В противовес указанной тенденции, немецкий антрополог категорически возражает против сведения телесности к соме, а человека – к инстинктам [12, с. 3]. Жесты возможны лишь потому, что люди эксцентричны и не связаны инстинктами. Являясь движениями тела, жесты не могут быть редуцированы к физиологии. Они интенциональны, но не сводимы к интенциональности [12, с. 165]. Человеческие поступки не предопределены инстинктами, их формирует воображение. Благодаря воображению происходит взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Воображение создаёт человеческий мир, социальный и культурный, символический и вымышленный. Оно делает возможными историю и культуру во всём многообразии их проявления. Безусловно, базовым условием приобщения к ритуалам в современном обществе, в отличие от архаических, является добровольное желание участвующих. Тем не менее, некоторые массовые мероприятия и устоявшиеся формы бытового общения в то или иной степени обязывают нас соблюдать правила игры. Одна из главных задач, которую решает К. Вульф, состоит, на наш взгляд, в том, чтобы способствовать возвращению осознанности человеческим действиям, заново открывать для себя ритуальные, игровые элементы, пронизывающие ежедневную реальность. Телесность человека не получает полноценного развития без миметического обмена, без отклика, поддержки или противодействия её формирование инкапсулируется, «атомизируется», ведёт к эскапизму и шизоидному типу поведения. Выводы Ритуально-миметическая теория К. Вульфа убедительно демонстрирует, что символический, постановочный характер ритуалов ни в коей мере не умаляет их важности в развитии личности и социума, не делает их лишь декоративным дополнением к повседневности. Универсалии каждой культуры опираются на многократное ритуальное повторение, и не только в религиозном, но и в светском измерении. Подобный ракурс рассмотрения ритуала позволил выделить и сформулировать понятие телесности как взаимного миметического процесса присваивания жестов и уподобления им, в котором происходит формирование индивидуальности и, одновременно, принятие табу и ограничений социума. Мы выяснили, что ритуально-миметическая концепция телесности К. Вульфа содержит конструктивные идеи для противодействия современному антропологическому кризису. Прежде всего – положение об определяющей роли воображения в поведении людей, которое делает возможным жесты и ритуалы, о несводимости человека к инстинктам. С философско-антропологической точки зрения, теория берлинского антрополога позволяет выделить важную характеристику современного кризиса телесности: гипертрофированная роль визуальной информации отчуждает человека от

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=