Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 57 необходимое для встраивания в изменившиеся условия. Совместное переживание и осмысление новых паттернов и схем, формирующихся или отражаемых в ритуалах, позволяет членам отдельных сообществ, организациям и социальным институтам выстраивать отличные друг от друга стратегии сосуществования традиций и нововведений, непрерывности и разрыва. В одной из более ранних работ К. Вульф пишет: «Миметические процессы основаны на теле. Тело нас объединяет с миром, у него есть способность инкорпорировать общество. Мы телесны в мире и имеем мир в себе. Мы инкорпорируем общественные структуры и формируем практическое знание об обществе. Вещи и другие люди – часть нашего Я, и Я – их часть. Пластичность тела делает его посредником между действующим субъектом и миром. Миметическое действие, с одной стороны, – уподобление отдельного человека обществу, с другой, оно содержит конструктивный момент: каждый социальный субъект создаёт свой мир в соответствии с социальным миром» [1, c. 95]; 9) производство практического знания. Для успешного социального взаимодействия нам значительно важнее опыт, а не теоретическое знание. Значительную часть практического знания мы получаем в ритуализованных миметических процессах. Перенесение усвоенных образов, жестов, ритмов и схем в реальную жизнь заставляет нас импровизировать в новых, подчас непредвиденных ситуациях – так формируется практическое знание; 10) ритуал как один из способов формирования индивидуальности. В течение длительного периода времени ритуальность и индивидуальность (субъективность) рассматривались в качестве противоположностей. Лишь сравнительно недавно исследователи признали, что в современных обществах дело обстоит иначе. Поведение людей является результатом практического социального знания, получение которого возможно только через ритуалы. Конфликты между индивидом и обществом неизбежны, различие между ними автор не отрицает, однако настаивает на их взаимозависимом характере. Полноценная жизнь в социуме возможна лишь посредством миметически усвоенных жестов и компетентной коммуникации. В то же время, общество нуждается в разнообразии индивидов, которые способны «присваивать» себе социальные компетенции и реализовывать их на практике в индивидуальной манере, привнося порой нечто новое. В философско-антропологической перспективе концепция К. Вульфа является своего рода равновесной реакцией на такой вызов современной культуры, как кризис телесности. П. С. Гуревич в этом контексте развивал теорию психиатра А. Лоуэна: «Возрастающий фетишизм телесного в нашей культуре обнаруживает на самом деле глубочайшее отрицание людьми своего тела. В своём стремлении исправить, подогнать тело под навязываемые обществом стандарты, человек по факту отказывается от собственной природы. (…) Диктат и навязывание телу определённых жёстких рамок (…) порождает такой социокультурный симптом, как репрессированное тело» [5, с. 77]. Поскольку телесность не тождественна телу, соме, кризисные явления одновременно отражаются на индивидуальности человека, его

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=