Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 54 происходящего не имеет никакого значения – главное каждому действовать по правилам, чтобы остальные участники смогли расшифровать символическое значение конкретной ситуации. Если «реальность» ритуала, разделяемая участниками, является ассиметричной по своей структуре, то появляются возможности использования ритуалов в качестве инструмента конфронтации, манипуляции и подавления. В подобных случаях, они деградируют до стереотипных моделей поведения и инсценировки; 3) формирование идентичности. Целями перформативных актов идентификации являются атрибуция, наименование и категоризация. Ритуалы посвящения, включающие в себя обряды инициации и идентификации, имеют парадоксальную структуру. В них происходит символическое становление человека тем, кем он уже является. Ритуалы посвящения воссоздают новый порядок вещей, в котором новая реальность – «вторая природа», общество – принимается в качестве равнозначной, естественной среды, которая затрудняет нахождение от неё на дистанции и сопротивление. Во многих ритуалах указанного рода происходит «воззвание» к определённым навыкам посвящаемого или приписывание ему неких способностей, которыми он ещё не обладает в момент испытания. Перед человеком предстаёт его возможный образ в будущем, но, вместе с открывающимися возможностями, социум налагает и бремя соответствия ожиданиям, делает неизбежным сравнение себя с окружающими на предмет соответствия доминирующим идеалам и ценностям. Нам следует подчеркнуть, насколько важны в данном контексте чувства вины и стыда, которым К. Вульф уделяет минимальное внимание в рассматриваемой монографии. Прояснить важность указанных эмоций позволяет обращение к работе психиатра А. Лоуэна: «На уровне тела не существует ни вины, ни стыда. Но только животные и младенцы полностью живут телом. Понятие вины и стыда возникает у примитивных людей и детей в результате развития эго и приобретения знаний. Однако вина, которую переживает примитивный человек или нормальный ребёнок, связана с совершением дела, нарушением табу или посягательством на запрет. И примитивный человек и ребёнок достаточно отождествлены с телом, чтобы принять эти чувства как естественные. Вина и стыд возникают у современного человека, когда нарушена его отождествлённость.(…) Стыд является концептуальной эмоцией, поскольку он возникает, когда о телесном функционировании судят с точки зрения социальных ценностей, а не биологических. Ментальная активность ценится выше физической» [8, с. 230]. Принципиальная важность для нас заключается в том, что ритуал в современном обществе способствует формированию и подкреплению «концептуальных» эмоций, к которым относятся не только стыд, но также самовлюблённость и тщеславие, источниками которых могут послужить ритуалы признания и награждения. В этом критически важном отличии «естественных» и «социальных» эмоций телесность ясно выделяется в качестве культурного феномена, обнаруживает свою связь с социумом и зависимость от внешней оценки;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=