Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 53 динамический процесс, то нас, прежде всего, интересует особая перформативная реальность, в которой этот процесс начинается, а также то, какую роль играют в формировании телесности жесты. Символически выделенная из общего потока жизни, такая реальность называется, в зависимости от контекста, ритуалом, магическим действом, обрядом. К. Вульф выделяет четыре исторически сложившихся подхода к изучению ритуалов [12, с. 137]. Первый подход сфокусирован на ритуалах, связанных с религией, мифом и культурой. Для второго подхода изучение ритуалов является одним из способов анализа социальных структур и ценностей. Основное внимание исследователей направлено на связь между ритуалами и устройством общества. В третьем подходе ритуалы читаются как текст. Его целями являются: расшифровка культурной и социальной динамики изучаемого общества; установление значения ритуальных практик для культурной символизации и социальной коммуникации. Указанный выше подход стал отправной точкой для многих исследовательских проектов и проложил путь следующему подходу. Четвёртый подход делает основные акценты на практическом, постановочном и перформативном аспектах ритуалов. В фокусе рассмотрения находятся формы ритуального действа, позволяющие сообществам создавать и возрождать себя, постоянно регулируя внутренние разногласия. К. Вульф является представителем последнего, «перформативного» подхода, в рамках которого немецкий антрополог сформулировал десять функций ритуалов в современном обществе, составляющих основу его концепции. Далее последуют разбор каждой из функций и некоторые критические замечания. 1) жизнь в социуме как ритуал. Через символическое содержание форм взаимодействия и коммуникации и, прежде всего, через перформативные процессы, создающие интеракцию и смыслы, ритуалы сохраняют и стабилизируют общество. Социум есть причина, процесс и эффект ритуального действа. Постановочный характер ритуала может быть понят в качестве попытки создать пространство для саморепрезентации участников, в тоже время символически воспроизводя социальный порядок. Участие в ритуалах предполагает, быть может лишь на короткое время и в разной степени, принятие человеком двойственности происходящего, определённое погружение в исполняемую роль. Наиболее важным свойством символического пространства ритуала является драматизация выражаемых нами значимых чувств. Совместный опыт переживания и исполнения ритуалов не только находится у истоков формирования общества, но и символически воспроизводит его актуальное устройство; 2) ритуал как упорядочивающая сила. Автор концепции считает открытым вопрос о том, возник ли ритуал из общественного устройства, или же социальный строй является порождением ритуала. Основу ритуалов составляют практики сокращения и увеличения, направления и изменения формы и содержания мышления, памяти и опыта. Таким образом, ритуалы создают особого рода реальность. Вымышленный, постановочный характер

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=