Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 46 чтобы, используя науку и технику, их последние достижения и все возрастающее могущество, разумно преобразовать природу, человеческое общество, в ноосферу, где все определяет разум. И здесь неоспоримо высока роль личности, творца, мыслителя. В частности, по этому поводу В. И. Вернадский отмечал, что: «Я уверен, что все решает личность, а не коллектив, eliteстраны, а не демос». [7, с. 214]. Такие преобразовательные, прогрессистские подходы характерны для человечества во все исторические эпохи его существования. Именно на это явление обращал внимание В. И. Вернадский, впервые формулируя ноосферный принцип: «… Кривая воздействия человечества (на природу) быстро поднимается. И никакого намека на поворотный пункт или на замедление этого подъема не наблюдается» [7, д. 45]. Как считали и К. Э. Циолковский, и В. И. Вернадский, процессы преобразовательской деятельности будут распространяться вне Земли, на космическое пространство, другие планеты Солнечной системы, в дальний космос. В последующие годы В. И. Вернадский всё более укреплялся в этом своём мнении. К. Э. Циолковский был близок к идеям В. И. Вернадского о возможном достижении человечеством автотрофного состояния. В 1929 году К. Э. Циолковский пишет статью «Животное космоса». Анализируя в ней возможные пути развития разума и живых организмов во вселенной, он приходит к выводу о том, что благодаря эволюции живого в космической среде возможно существование организмов, не зависимых от окружающих природных условий, т.е. ведущих автотрофный образ жизни [14, с.130–146]. Еще ранее об этом же писал В. С. Соловьев. Начиная работать над своим философско – этическим учением о «Бого – человечестве», философ полагал, что, создав единое синтетическое «Софийное» учение (учение мудрости), объединив все познания людей в области философии, науки и религии, можно достичь появления новой генерации людей. Конечным результатом развития мира является утверждение царства бога, которое «есть то же, что действительность безусловного нравственного порядка или, что то же, всеобщее воскресение и восстановление всех» [13, с. 205]. Здесь же В. С. Соловьев отмечает: «Растения физиологически вбирают в себя окружающую среду (неорганические вещества и физические воздействия, благодаря которым они питаются и растут); животные сверх того, что питаются растениями, и психологически вбирают в себя (в свое сознание) уже более широкий круг соотносящихся с ними через ощущения явлений; человек, кроме того, разумом включает в себя и отдаленные, непосредственно не ощущаемые круги бытия, он может (на высокой степени развития) обнять все в одном или понять смысл всего; наконец, Богочеловек, или сущий Разум (Логос), не отвлеченно только понимает, а в действительности осуществляет смысл всего или совершенный нравственный порядок, обнимая и связывая все живою личною силой любви» [13, с. 204]. Человечество станет поистине могущественным, познает законы природы (вселенной), сможет ими управлять, меняя их. Позитивная философия становится определяющей во взглядах ученых, философов и мыслителей конца XIX – начала XX века. Уверенность в абсолютном могуществе науки и техники, неограниченных возможностях

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=