Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 15 то есть та активная перманентная память, которая способствует ежеминутной сравнительной оценке в сознании человека тех или иных нравственных усилий, определяющих его положение на временной шкале самосовершенствования [коммент. 3]. Что же касается «настоящего будущего» – это стремление к самосовершенствованию, включающее в себя корректировку нравственных усилий с учетом неотвратимых последствий настоящего и возможностей будущего. Этот план времени стал особенно значимым для Толстого в последний период жизни, когда все свои поступки и деяния на пути самосовершенствования он рассматривал в ежеминутной проекции возможной смерти, определяя этот момент морального самосознания в терминах «если буду жив» (е.б.ж.). Данная структура времени у Толстого предполагает еще один момент, связанный с оценкой морального самоощущения человека в процессе переживания различных состояний времени. И здесь обнаруживается определенное сходство между понятиями времени у Толстого и С. Кьеркегора [коммент. 4]. Так, в эссе «Несчастнейший» Кьеркегор пишет о «несчастном сознании» человека, отторгнутого от самого себя. «Но человек бывает отторгнут от самого себя, когда он живет либо в прошедшем, либо в будущем времени» [5, c. 21]. Точно также рассуждает и Толстой, полагая, что жить прошедшим или будущем, значит обрекать себя на несчастье: «Как только ушел в прошедшее и будущее, так ушел от настоящей жизни, и от этого тотчас же сиротливо, несвободно, одиноко» [9, c. 278]. Конечно же, Кьеркегор и Толстой имеют здесь в виду иное измерение прошедшего и будущего, выходящее за рамки нравственного усилия в настоящем. «Очевидно, что есть время – настоящее в прошедшем, как есть время – настоящее в будущем времени. Но также очевидно, что есть еще время plusquamperfectum (давно прошедшее), где уже нет ничего настоящего, как есть и futurum exactum (будущее время) - того же свойства. Те, кто живет в них – надеющиеся и вспоминающие личности. В известном смысле, поскольку они только надеются и только вспоминают, – это несчастные личности» [5, c. 22]. В этой связи Кьеркегор считает, что «человек, который надеется на вечную жизнь, в известном смысле – несчастный человек, поскольку он отрекается от настоящего» [5, c. 23]. В том же духе рассуждает и Толстой, полагая, что одним из худших соблазнов является «соблазн приготовления к жизни вместо самой жизни» и «надежда на жизнь вечную». Ложь этого соблазна он усматривает в том, что «человек отступает от жизни в и переносит ее в будущее, которое ему не принадлежит» [9, c. 280-281]. Комментарии 1. Nikolas Warner в своей критике схематизма в понимании времени в творчестве Толстого исходит из неприятия концепции Дьёрде Лукача, который в своей книге «Толстой и развитие реализма» (1939) полагал, что мир,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=