Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 14 человека будет достаточно сил, чтобы совершить эти поступки. «Главное дело в жизни, – пишет он, – есть любовь. А любить нельзя ни в прошедшем, ни в будущем. Любить можно только в настоящем, сейчас, сию минуту» [9, c. 278]. В этой точке развития нравственная философия Толстогонепосредственно соприкасается с жизнью, становится философией и этикой настоящего. Очевидно, что отношение к такой философии как к учению придает ей оттенок абстрактной моралистической проповеди, ибо переводит ее в ряд прошлого или будущего. В этом кроется непреодолимое противоречие толстовского замысла «философии нравственной жизни в настоящем». Собственные усилия сознания, проявляемые им в настоящем, он вынужден был доводить до сознания других. Останавливая мгновение, он неизбежно умерщвлял живую силу духовных истин. В этом смысле нравственная философия Толстого неуловима и непередаваема, поскольку существует только в настоящем, в том времени, в котором ее непосредственно творил сам Толстой. Говоря о ней в прошедшем времени, мы тем самым имеем дело только с буквой, но не с духом толстовской философии. Но философия осуществления духовных истин в жизни, философия духа в целом и не может быть не чем иным, как философией «настоящего», философией «мгновения». В этом плане все толки о толстовском «рационализме», «морализаторстве», «проповедничестве» и т.п. сразу же лишаются своей почвы. Вся сумма религиозно-философских и морально- этических идей Толстого переплавляется в горниле настоящего и превращается в единый «слиток» усилия сознания – вечно живой, конкретно-действенный. «Морализм», «рационализм» и т.д. – это только «руда», из которой чеканится «ежесекундная» готовность и способность творить добро, любить врагов, не противиться злому и т. п. Такова здесь логика воплощения духовной истины. Таким образом, нравственная философия Толстого разворачивается на границе «ментальности» и «темпоральности». «Рациональность» толстовского учения приобретает тем самым «онтологический» смысл: время становится средством воплощения духовности, наполняет высшие духовные истины реальным жизненным содержанием. Заключение «Жизнь в настоящем» не становится у Толстого апологией спонтанности текущей жизни, поскольку интуитивно предполагает своего рода «настоящее прошлого» и «настоящее будущего». В этом отношении «моральное время» Толстого можно соотнести с учением о времени Августина, который писал в «Исповеди»: «Правильнее было бы, пожалуй, говорить так: есть три времени – настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Некие три времени эти существуют в нашей душе и нигде в другом месте я их не вижу: настоящее прошедшего – это память; настоящее настоящего – его непосредственное созерцание; настоящее будущего – его ожидание» [1, Кн.11, XX, (26)]. «Настоящее настоящего» у Толстого – это момент совершения нравственного усилия. «Настоящее прошлого» – это память о несовершенстве,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=