Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 12 усиливать свою истинную духовную жизнь. В этом смысле самоотречение не есть подвиг, а «неизбежное условие жизни человека». Толстой замечает, что не каждое духовное самоотречение может быть оправдано. Отречение от телесной жизни только тогда ценно и радостно, когда оно имеет религиозно-нравственную мотивацию, т.е. когда человек отрекается от себя, своего тела, для того, чтобы исполнить «волю живущего в нем Бога». Если же самоотречение совершается в интересах исполнения воли других людей, то оно лишено духовного смысла и является «неестественным» и ненужным делом. Толстой показывает, что самоотречение непосредственно связано с непротивлением злому, ибо всякая ненасильственная борьба со злом необходимо предполагает возможность жертвы человеческой жизни во имя высших духовных целей. В жизни каждого отдельного человека и всего человечества действует один и тот же закон, считает Толстой: «Для того, чтобы улучшить жизнь, надо быть готовым отдать ее» [9, с. 330]. Этот закон самоотречения является необходимой частью универсального закона любви. Толстой не ограничивается только рассмотрением общего смысла и назначения закона самоотречения, он намечает и конкретные пути его реализации. Одно из правил самоотречения, по Толстому, гласит: «Единственно радостное дело жизни – это растить свою душу, а для роста души нужно отречение от себя. Начинай отречение в малых делах. Когда приучишь себя к отречению в малых, осилишь отречение и в больших» [9, с. 330]. Если усилие самоотречения есть средство борьбы с грехами, то усилие смирения способствует избавлению от соблазнов. Согласно Толстому, соблазн – это ложное представление человека о своем отношении к миру. И изменить это отношение можно только усилием смирения. Смысл смирения – в единении с другим – в соединении души с Богом, в соединении с людьми любовью, наконец, в единении со всем живым. Главный путь, ведущий к смирению, – преодоление соблазна гордости. Только смиренный человек, поборовший в себе соблазн гордости, может «унизиться» до непротивления злому, поскольку именно гордость «извращает» мотив непротивления, заставляя человека считать себя «лучше» злодея и «сильнее» зла. Особое место в ряду положительных усилий сознания занимает нравственное усилие правдивости. Согласно Толстому, правдивость есть знание и исповедание духовной истины на основе требований разума. «Хотя бы весь мир признавал учение истинным, человек должен проверять его разумом и смело откидывать, если оно не сходится с требованиями разума» [9, c. 344]. Для Толстого разум есть высшая ценность жизни, и стоит в одном ряду с основными духовными началами бытия – верой, душой, Богом. Разум «первичнее», чем свобода и истина. И если познание истины делает человека свободным, то только в силу того, что эта истина открывается разумом. Главную ценность разума Толстой усматривает в том, что разум «один во всех людях». Он является самым надежным критерием духовного и практического знания, наиболее достоверным средством духовного общения и единения людей. Согласно Толстому, у человечества просто нет более

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=