Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 11 «золотое правило» неделания: «Только не делай того, чего не должно делать, и ты сделаешь все то, что должно» [9, c. 292]. Наряду с этим неделание рассматривается Толстым и как «отказ» от внешней деятельности, не имеющей нравственного значения и духовной ценности. «Для истинного движения жизни», – замечает Толстой, – не только не нужна, но вредна внешняя суетливая деятельность... Главный вред человечеству не от праздности, от делания того, что не нужно и вредно» [9, c. 289]. Все это подводит Толстого к необходимости обоснования усилия неделания как базовой установки в борьбе со злом. В чем же усматривает Толстой главный смысл данного «отрицательного» усилия? Прежде всего в том, чтобы стать свободным от инерции жизни, от внешней причинно- следственной зависимости. «Для того, чтобы наступило Царство Божие, – пишет Толстой, – людям нашего времени нужно одно: нравственное усилие... Усилие это не есть усилие движения, усилие открытия нового миросозерцания, новых мыслей и совершенно особенных новых поступков. Усилие, которое нужно для вступления в Царство Божие или в новую форму жизни, есть усилие отрицательное, усилие не следования за потоком, усилие неделания поступков, не согласных с внутренним сознанием» [9, с. 293]. Положительные усилия сознания: усилие самоотречения, усилие смирения, усилие правдивости Отрицательное усилие неделания готовит почву для положительных усилий сознания, непосредственно проявляющихся в борьбе с грехами, соблазнами и суевериями. Согласно Толстому, нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий «телесными усилиями», для этого нужны усилия мысли, ибо все великие перемены в жизни человека и всего человечества совершаются в мысли. Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, считает Толстой, должна произойти, прежде всего перемена мысли. Определяя положительные условия в борьбе с грехами, соблазнами и суевериями, Толстой устанавливает следующую зависимость: усилие самоотречения освобождает людей от грехов, усилие смирения – от соблазнов, усилие правдивости – от суеверий. Говоря о необходимости самоотречения, Толстой подчеркивает, что все телесные грехи – блуд, праздность, корыстолюбие, гнев, властолюбие и др., – возникают вследствие отождествления своего «я» с телом, подчинения ему души. Поэтому главным условием и предпосылкой избавления от грехов являются перенос своего «я» в область души, признание духовного, божественного начала в человеке, необходимость подчинения ему телесной, животной природы. Именно это и оправдывает самоотречение как «естественный», разумный момент эволюции человека. При этом Толстой подчеркивает, что самоотречение не есть «отречение от себя», не есть отречение от жизни, а только перенесение своего «я» из животного существа в духовное. Напротив, отрекаться от жизни плотской, по Толстому, значит

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=