Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 108 Анализ различных аспектов (семантических, религиозных, этических), основного понятия «философии общего дела» Н. Ф. Федорова «супраморализм» позволил выявить его сущностные отличия от других философских направлений, в которых присутствует «морализм»: «имморализм», «псевдоморализм». Эти направления, которые представляют знаменитые философы и писатели, такие как Штирнер, Кант, Ницше, Соловьев, Достоевский, Толстой с точки зрения Н. Ф. Федорова имеют половинчатый характер, не доходя до полноты этического идеала христианства. Можно сказать, что это новый тип этики – деонтологическая этика . Классическая этика трактовала сферу должного как сферу правильного поведения, исходящего из некоторых «правильных» этических принципов. «Сверх-этическая» философия Н. Ф. Федорова направлена на такое изменение личности, чтобы она подвиглась на онтологическую задачу преображения самого бытия, а не только поведения. Особенность «супраморализма» в понимании Н. Ф. Федорова заключается в нравственном синтезе всех областей человеческой культуры (и духовной, и материальной), который невозможен без преображения. Н. Ф. Федоров хорошо понимал, что бессмертие без воскрешения и воскрешение без преображения – ложная цель, поскольку этим увековечивается зло. Только нравственный свет может приблизить человека к истинному смыслу жизни. Отличие «супраморализма» заключено именно в синтезе всех духовно- материальных, естественнонаучных и гуманитарных, религиозных и светских, и прочих, накопленных человечеством ресурсов. Этот синтетический характер учения Н. Ф. Федорова представляет собой новый этап и в русской, и в европейской философии, требующий и своего развития и дальнейшего тщательного изучения. Литература 1. Абрамов М. А. Трансгуманизм и русский космизм: иммортализм и анастасис – культурно-исторические корни и научное мировоззрение // Московский Сократ: Николай Федорович Федоров (1829–1903). М.: Академ. проект, 2018. С. 437–443. 2. А. М. [А. Мумриков] Воскрешение чаемое или восхищаемое? (О религиозных воззрениях Н. Ф. Федорова) // Богословские труды. Сб. 24. М., 1983. С. 242–259. 3. Вишев И. В. Философия общего дела Н. Ф. Федорова и XII Международные чтения его имени и памяти // Вестник ЮУрГУ. 2010. № 8 (184). С. 111–115. 4. Гачева А. Г. Человек и история в зеркале русской философии и литературы. М.: Водолей, 2021. 700 с. 5. Иванченко М. А. Философское осмысление феномена бессмертия в парадигмах трансгуманизма, постгуманизма и эссенциокогнитивизма // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2021. № 1. С. 39–63.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=