Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 107 узость, имеющее явно западноевропейское происхождение, жестким оппонентом которой он являлся. Известный исследователь наследия философа С. Г. Семенова раскрывает абсолютно нравственный характер его философии, который, показывая бесплодность абстрактно-теоретического, научного способа рефлексии, «продемонстрировав в них равноусловность, равноошибочность всех умозрительных подходов призвал опереться на безусловность нравственного чувства и внутреннего понимания должного в самом человеке. Это действительно философия этическая и воистину сверх-этическая : она выдвигает приоритет должного над сущим, деонтологии над онтологией, зовет к преображению бытия в благобытие» [14, с. 175]. Чтобы адекватно понять сущность нравственной философии Н. Ф. Федорова, необходимо понять, с чем он связывал это роковое «бессилие» человеческого существа. Краеугольный камень нравственного учения Н. Ф. Федорова заключается в следующих словах: «Сознавать свою смертность значит осознавать каждому общую причину своих частных, личных бедствий» [21, с. 200]. С этим утверждением согласятся далеко не все, особенно представители позитивистской науки, для которых жизнь и смерть не выходят за рамки естественных биологических феноменов, к которым совершенно не применимы моральные категории. Человеческие бедствия здесь связываются с чем угодно, но лишь не со смертью, и, соответственно, организация науки не может иметь к этому никакого отношения. Аксиологическая позитивизма не может допустить «морализации всех миров». Однако, и здесь Н. Ф. Федоров идет вопреки классическому позитивизму, утверждая, что быть нравственным значит осознавать присущую всем людям смертность как несовершенство , являющуюся источником бедствий и различных проявлений зла в мире. Поэтому нравственность, говорит философ, «должна быть признанием родства» [21, с. 140]. Но одного признания мало; это необходимый первоначальный шаг, за котором следует дело. Но для дела нужно быть уверенным в том, что причины неродственной связи межу людьми не носят фатального характера. «Как ни глубоки причины смертности, – говорит уверенно Н. Ф. Федоров, – смертность не изначальна; она не представляет безусловной необходимости» [21, с. 201]. А в этом тезисе вообще полное противоречие всем канонам классического позитивизма. Здесь преодоление природного детерминизма, в котором смерть безусловный закон, силой духа, нравственной силой. Чтобы поверить в возможность воскрешения, необходимо прежде нравственное преображение. В этом сущность федоровского понимания нравственности: «воскрешение же есть полное торжество нравственного закона над физическою необходимостью» [20, с. 136]; «воскрешение есть «самая высшая и безусловно всеобщая нравственность» [19, с. 388]. Это то, что он называет супраморализмом, который является центральной идей всей его нравственной философии, красной нитью проходящей через все его произведения. Таким образом, можно сделать некоторые выводы.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=