Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 103 объединение для воскрешения , в противоположность имморализму Толстого» [19, 415]; «Супраморализм , или объединение для воскрешения путем знания и дела, средствами естественными, реальными, а не мистическими, в противоположность мистицизму вообще и мистицизму Достоевского и Соловьева – в особенности» [19, с. 418]; «Супраморализм в противоположность псевдоморализму Канта, требующему такого добра, которое не уничтожает зла» [19, с. 421]. По сути дела, Н. Ф. Федоров заявляет, что его нравственное учение или супраморализм радикально отличен от самых распространенных и популярных этических теорий того времени. Ницше, Штирнер, Толстой, Кант, Достоевский, Соловьев – современники Н. Ф. Федорова, они же кумиры и властители дум, и он бескомпромиссно проводит резкую черту между всеми этими теориями и своим учением, буквально разрывает с ними, поскольку все они, с его точки зрения, носят половинчатый характер, не дотягивают до абсолютного идеала христианства. Если разрыв Н. Ф. Федорова с западной философией вполне объясним, поскольку, как отмечают современные исследователи: «В контексте федоровского проекта были намечены пути завершения классической метафизики» [16, с. 321], то непростые отношения с отечественной религиозной философией все же является большим вопросом. В этом, безусловно, проявился радикализм и даже максимализм, присущий русскому духовному архетипу. Важно конечно же то, что Н. Ф. Федоров подчеркивает незападный, славянский характер своей философии: «Супраморализм – как выражение духа славянства и совершенная противоположность Западу – не указывает ли путь, по которому мы должны идти, отказавшись от подражания Западу, подражание которому привело нас на край гибели, подняв сынов на отцов» [19, с. 429].Тем самым и славянофильство, которое завило себя как первая самобытная русская философия незападного и более того, антизападного характера в философии общего дела находит свое дополнение и завершение. Не случайно, что Н. Ф. Федоров свое учение называет «истинное, новое славянофильство». Современный философ-этик В. Н. Назаров дает следующую трактовку супраморализма Н. Ф. Федорова. Исследователь выявляет сходства и различия в учении Н. Ф. Федорова и его главных русских оппонентов В. С. Соловьева и Л. Н. Толстого. Отмечая, что уже само название подчеркивает нравственный смысл и этическое содержание учения философа, автор пишет, «что программная установка Федорова удивительным образом совмещает в себе и синтезирует т.з. Л. Н. Толстого («В чем моя вера»?), и В. С. Соловьева («Оправдание добра»), сохраняя при этом свою неповторимую индивидуальность» [11, с. 482]. Исследователь показывает и отличия позиции Н. Ф. Федорова от «традиционного понимания и оправдания добра» у Толстого и Соловьева, поскольку у них, как считает исследователь, есть всего лишь осуждение порока и отрицание зла. Он пишет, что «супраморализм призван обосновать и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=