Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 102 Очевидно, что «супраморализм» – семантическое ядро философии Н. Ф. Федорова. Лексика указывает на семантику, то есть на мировозренческие особенности автора, для которого христианское мировидение является определяющим при структурирования философской концепции. Но дело в том, что русский язык моральной философии в силу своего богатства обладает некоторой терминологической неопределенностью, идущей еще от советской этики. В философском употреблении имеются три лексемы: «этика», «мораль», «нравственность», семантические границы между которыми не всегда ясны. Не вдаваясь в особенности лингвистического анализа семантики философских понятий, отметим, что все три слова имели место в русском философском словаре XIX в., в том числе и у В. С. Соловьева и Н. Ф. Федорова. Однако, по сложившейся традиции словоупотребления слово «нравственность», особенно в сочетании «нравственная философия» («Оправдания добра. Нравственная философия» В. С. Соловьева) использовалось чаще в трудах русских философов, и, как мы полагаем, не случайно, поскольку именно оно в отличие от «этики» и «морали», имеющих общеевропейской происхождение, отражает самобытность отечественной философии и культуры. И поэтому, в рамках нашей статьи важно то, что Н. Ф. Федоров понимал под нравственностью, поскольку особенность его учения в том, что он часто давал собственную трактовку общеупотребимым терминам и понятиям. Важно отметить, что Н. Ф. Федоров почти никогда не говорит «мораль», «моральный», но всегда «нравственность», «нравственный», реже «этика». И только «супраморализм» имеет особый статус, его он выносит в заглавие своей важнейшей работы. Супраморализм у него – одно из самоназваний общего дела, то есть христианства, которое совпадает с этикой: «Супраморализм – это не высшая только христианская нравственность, а само христианство, в коем вся догматика стала этикою (догматы заповедями), и этикою, неотделимою от знания и искусства, от науки и эстетики,которые должны сделаться, стать орудиями этики, само же богослужение должно обратиться в дело искупления, т. е. воскрешения» [19, с. 338].В другом месте он выражается более конкретно: «Супраморализм, или православие, отожествляемый с Пасхою, как величайшим праздником … и как величайшим делом, общим для всех и родным для каждого, делом всеобщего возвращения жизни » [19, с. 430]. Таким образом, супраморализм – это иное обозначение христианства, в котором сделан акцент на нравственной стороне как основополагающей. Именно эту нравственную сторону подчеркивает Н. Ф. Федоров, усиливая приставкой «супра» корень «морализм». В этом, как нам кажется, смысл того, что супраморализм определяется через нравственность, а не через мораль. Также терминологический выбор Н. Ф. Федорова не случаен; он пытается показать сущностные отличия своего учения от других философских теорий, в которых присутствует «морализм»: «имморализм», «псевдоморализм», а также «мистицизм». Вот он пишет: «Супраморализм , или объединение для воскрешения, есть совершенная противоположность имморализму Макса Штирнера и Ницше » [19, с. 412]; «Супраморализм , или

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=