Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 10 Таким образом, усилие сознания становится возможным при условии свободной концентрации воли на принятии той или иной духовной истины в конкретный момент времени. Отрицательное усилие сознания: неделание Толстой рассматривает свободный выбор нравственного усилия в двояком отношении: отрицательном и положительном. Смысл отрицательного усилия – в воздержании от зла, которое выступает в форме неделания. В свою очередь положительное усилие сознания направлено на борьбу со злом: грехами, соблазнами, суевериями. При этом усилие самоотречения освобождает людей от грехов, усилие смирения – от соблазнов, усилие правдивости – от суеверий. Остановимся подробнее на этих моментах. «Главное усилие, которое должен делать над собою человек для доброй жизни, – пишет Толстой, – это – то, чтобы не делать того, чего не должно делать» [9, c. 286]. На первый взгляд кажется парадоксальным, что Толстой, утверждая примат деятельности в настоящем, связывает начальную позицию усилия сознания неделанием. Однако такой подход вполне оправдан. В первом случае Толстой говорит о «творении добра» в настоящем; во втором – о свободе воздержания от зла. При этом Толстой полагает, что «гораздо больше силы нужно для воздержания от зла, чем для делания самой трудной вещи, которую мы считаем добром» [9, с. 291]. Кроме того, прежде чем начать делать добро, необходимо научиться воздерживаться от зла. Не противиться злому может только тот, кто не имеет зла в себе и не способен делать зло другим. Именно поэтому неделание становится одним из ключевых понятий нравственной философии. Что же понимает Толстой под «неделанием» и в чем он видит смысл усилия неделания? Толстой определяет неделание как воздержание от злых мыслей, лишних слов и дурных поступков. Само воздержание выступает при этом как одно из основных условий свободы. «Хочешь быть свободен – приучай себя воздерживаться в своих желаниях» [9, c. 291]. В этом смысле толстовская формула свободы как признания или непризнания истины предполагает также и неделание, т.е. само претворение истины должно основываться на целесообразности мирового порядка. Неделание и есть «вера» в целесообразность мирового порядка, в разумность мировой жизни, с которыми приходят в столкновение «неразумность» и «ненужность» человеческой деятельности. Неделание позволяет при этом проявиться вечной божественной деятельности как внутри человека, так и вне его. В этих мыслях Толстого легко узнается даосский принцип «недеяния» - «у-вэй». Толстой и сам не скрывает этого, прямо ссылаясь в своей статье «Неделание» на Лао цзы: «Все бедствия людей, по учению Лао цзы, происходят не столько от того, что они не сделали то, что нужно, сколько оттого, что они делают то, что не нужно делать. И потому люди избавились бы от всех бедствий личных и в особенности общественных, если бы они соблюдали неделание» [8, с. 185]. Варьируя эту мысль, Толстой формулирует своего рода

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=