Гуманитарные ведомости. Вып. 2 (46) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (46), июль 2023 г. 93 подтверждается историей возникновения данного стиля: в послевоенной Европе наблюдалась острая нехватка гражданской одежды, в то время как военная была в избытке. Простые люди начали перешивать военное обмундирование, адаптируя его к повседневной жизни: хлопковые футболки, кожаные ботильоны, погоны, кожаные ремни с пряжкой, нашивки и эмблемы, шинели, галифе, карго, чинос, шнурованные ботинки – эти и многие другие предметы гардероба составили базу нового стиля «милитари». Таким образом, социально-историческое развитие феномена моды циклично, подчинено законам развития общества и часто является отражением происходящих в обществе событий или явлений. Мода неизменно выражает идею прогресса общества, в ней заложен усредненный образ идеального. По мнению А. Я. Гуревича «Мода» является базовым философским концептом, Н. В. Черникова причисляет «Моду» к информативным знакам, в социологии чаще всего относят «Моду» к концептам-регулятивам. В рамках исследования для понимания составляющих ядра и периферии социально-философско-лингвокультурного концепта «Мода» на платформе Google Forms был проведен опрос 237 человек в возрасте от 14 до 70 лет, которые должны были написать первых пять пришедших реакций на слово «Мода». Исследование показало, что ядро концепта составляют именно предметы одежды, вестиментарная мода, что соответствует классическому понимаю данного феномена. Ближайшую периферию составляют аксессуары, косметика, парфюмерия, социальные сети, реклама, интернет, ЗОЖ как образ жизни. Интересен тот факт, что такие близкие к моде термины как ткани, цвет, красота, стиль, модельеры, кутюрье, модели, города Париж и Милан (как центры шоппинга и модных показов), предметы люкса (часы и автомобили), кино, музыка и искусство – составили лишь периферию концепта. Данный факт свидетельствует о том, что концепт «Мода» действительно максимально быстро и объективно отражает происходящие в обществе процессы, акцентирует внимание на острых, актуальных процессах и явлениях (массовое погружение в социальные сети), снижение интереса к посещению концертов и кино, отсутствие интереса к домашнему производству одежды (шитью, вязанию) и т.д. Дальнейшее исследование позволило установить гендерные различия в восприятии концепта «Мода»: в частности, женщины довольно легко давали образную составляющую исследуемого концепта, предлагая как положительные, так и отрицательные характеристики моде. Мужчины отмечали непостоянство моды, ее изменчивость, но затруднялись сказать, имеет ли данный эпитет позитивную или негативную коннотацию. Таблица 1: Образная составляющая концепта «Мода» Образная составляющая концепта «Мода» Мужчины Женщины

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=