Гуманитарные ведомости. Вып. 2 (46) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (46), июль 2023 г. 92 лингвистики), так как затрагивает все аспекты жизни людей от культуры и религии до экономики и политики. В 19 веке социолог Г. Зиммель настаивал, что мода обязана своим появлением желанию человека самоутвердиться и выразить индивидуальность, она пришла на смену традициям и деспотизму на рубеже Средневековья и эпохи Возрождения [4]. При этом эволюция модных тенденций происходила непрерывно, начиная с XV века. XV век характеризуется эпохой «Модного Средневековья», XVI век – эпохой «Вестиментарного Возрождения», XVII век ввел сразу два основополагающих модных стиля – «Реставрацию» и «Барокко». XVIII век отмечен 6 стилями: «Барокко», «Рококо», «Экзотизм», «Натурализм», «Революционизм» и «Неоклассицизм». В XIX веке господствовали уже более одиннадцати стилей, и, наконец, в XX веке стили сменяли один другой, достигнув в общем итоге количества более тридцати. Начало XXI века уже отмечено рождением шести новых модных тенденций [5]. Именно мода дает ощущение времени и является своеобразным фильтром, признаком особого высшего класса. Существуя среди людей, мода не имеет смысла вне общества. Г. Зиммель представил «элитарную концепцию» моды, согласно которой существуют определенные механизмы функционирования моды: она зарождается в элитарной среде, высших слоях общества, и затем спускается «в народ», теряя свою уникальность, что приводит к необходимости изобретения новых трендов [4]. В 50-х годах 20 века данная теория была подвергнута критике со стороны Дж. Блумера, который считал слишком преувеличенной роль элитарного класса в становлении модных тенденций. К тому же, как подчеркивал Блумер, некоторые тренды имеют обратное движение, снизу вверх, примером чему могут служить джаз или джинсы, что скорее соответствует «теории рассеивания» Г. Спенсера [2]. В 60-70-х годах прошлого века «концепция субкультуры» объясняла влияние отдельно взятого культурного феномена (в частности, хиппи), на облик и манеру мысли целого поколения людей во всем мире. Французкий ученый Р. Барт стоит на позиции знаковой составляющей языка моды, для исследователя мода представляется в виде системы знаков, кодов, складывающихся из означаемого и означающего [1]. В 80-х годах в обществе господствует новая модная тенденция: выбор своего стиля из ряда существующих, возможность смешивать и сочетать детали и аксессуары. Конец 20-го и начало 21 века дают индивиду свободу самовыражения, возможность следовать любому стилю и направлению, создавать что-то уникальное, свое, чему способствует развитие онлайн-магазинов, сети масс- маркетов. Отдельного внимания, безусловно, заслуживает стиль «милитари», являющийся особой модной философией, зародившийся в 30-х годах прошлого века в Европе и актуальный и по сей день. По мнению историка моды А. Васильева, «мода всегда идет вслед за политическими событиями» [3], что

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=