Гуманитарные ведомости. Вып. 2 (46) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (46), июль 2023 г. 91 все ее сферы, происходят с колоссальной быстротой, процессы глобализации приводят к переосмыслению привычных понятий. В частности, мода сегодня является не только отражением трендов в одежде, но и отдельным видом искусства, индустрией, бизнесом, а также способом управления мышлением людей. Сегодня существует целая мода на моду, да и сам термин «мода» все чаще заменяют на «fashion», «vogue», «fad» (причуда), «fancy» (склонность), «crazy» (мания). Безусловно, мода является зеркалом общества, отражает ценности и духовные идеалы отдельно взятого человека или группы, класса людей, нации. Помимо предметов гардероба в моду регулярно входят различные привычки, манера общения, способы выражения эмоций и чувств или средства коммуникации (лично, посредством гаджетов, социальных сетей (VK, WhatsApp, Telegram и т.д.). Невозможно оставить без внимания моду на гендерность, причем как в процессах ее упразднения (в частности, проявляющихся в современном стиле одежде, костюме, стремящемся к стилю «унисекс»), так и в случае активного подчеркнутого употребления в речи феминитивов (авторка, юристка, блогерша и т.д.). Мода представляется многогранным концептом, который отражает совершенно все социальные явления: экологичность как образ жизни, особую философию уютного счастья «хюгге», активные призывы к защите животных и отказ от ношения натуральных меховых шуб, моду на экокожу и подобные материалы, мода затрагивает даже вопросы «новой этики», касающиеся толерантность к гендерной самоидентификации. Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью изучения моды с позиции многих социальных смыслов, в понимании моды как многогранного феномена, отражающего все сферы жизни людей. С позиции лингвокультурного подхода к изучению концептов «Мода» представляет собой социокультурный концепт-регулятив, заключающий в себе некие доминанты национального поведения и отображающий оценочный кодекс отдельно взятой лингвокультуры. Однако общей чертой для всех лингвокультур будет являться изменчивость ввиду непрерывной эволюции национального сознания. Анализ словарных дефиниций позволил установить, что в узком смысле под модой понимается «одежда, смена ее форм и образцов, господство в определенной общественной среде в определенное время тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, в особенности, в одежде», в более широком смысле можно сказать, что «мода» – это форма проявления культуры, отражение действительности, проявляющееся во всех сферах жизни и деятельности человека [6]. Интересен тот факт, что Ю. М. Лотман отождествлял понятия «Мода» и «Костюм», понимая под последним систему символов, которые заключают в себе сосокупность культурных кодов отдельной нации [5]. Феномен моды является предметом изучения различных наук (социологии, истории, культурологии, философии, антропологии, психологии и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=