Гуманитарные ведомости. Вып. 2 (46) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (46), июль 2023 г. 90 Е. Е. Скворцова Военный университет Министерства Обороны Российской Федерации им. Князя А. Невского, СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ И ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ КОНЦЕПТА "МОДА" В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ Целью статьи является изучение комплексного концепта «Мода» в диахроническом аспекте с позиции философии, социологии и лингвокультурологии. Проведенный опрос показал, что в сознании людей мода как правило ассоциируется с одеждой, таким образом вестиментарный код составляет ядро концепта. При этом язык моды быстро и объективно отражает происходящие в обществе процессы, акцентирует внимание на острых, актуальных процессах и явлениях. Новизна исследования заключается в комплексном анализе концепта "мода", включающем в себя лингвокультурное исследование, с элементами социологического анализа, позволившее определить смысловые особенности концепта "мода" в современной культуре предлагается гипотеза о наличии гендерности у концепта «Мода», он воспринимается скорее женским, чем мужским, о чем свидетельствует более яркий женский чувственный образ, сформированный в его ассоциативном поле. Данный факт подтверждается и в таком социальном явлении, как реклама: две трети репрезентуемых товаров и услуг предлагаются женщинам. Ключевые слова: концепт, мода, одежда, вестиментарный код, гендерность, элитарность, мышление, цикличность. Е. Е. Skvortsova Federal State Public Military Educational Institution of Higher Education “Prince Alexander Nevsky Military University” of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia) SOCIO-PHILOSOPHICAL AND LINGUOCULTURAL MEANINGS OF THE CONCEPT "FASHION" IN THE CONTEMPORARY CULTURE The article aims to study the complex concept "Fashion" in diachronic aspect from the position of philosophy, sociology and linguoculturology. The conducted survey has shown that in people's consciousness fashion is usually associated with clothes, thus the vestmental code forms the core of the concept. At that, the language of fashion quickly and objectively reflects the processes taking place in the society, focuses attention on acute, topical processes and phenomena. The novelty of the research consists in the complex analysis of the concept "fashion", including linguistic and cultural research, with elements of sociological analysis, which has allowed to define semantic features of the concept "fashion" in the contemporary culture. The paper proposes a hypothesis of the presence of gender in the concept "Fashion". It is perceived as more feminine than masculine, as evidenced by the more vivid feminine sensual image formed in its connotational field. This fact is also confirmed in such social phenomenon as advertising: two thirds of the represented goods and services are offered to women. Keywords: concept, fashion, clothes, vestmental code, gender, elitism, thinking, cyclicity. DOI 10.22405/2304-4772-2023-1-2-90-96 Жизнь людей в 21 веке характеризуется динамичным темпом и стремительным развитием. Изменения и перемены, затрагивающие абсолютно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=