Гуманитарные ведомости. Вып. 2 (46) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (46), июль 2023 г. 86 Фауст, в представлении Гѐте, – олицетворение всего человечества, и его путь – это путь всей цивилизации. Новый образ Фауста приобретает универсальную человечность. Фауст стремится испытать всю полноту человеческого бытия, хочет испытать всю меру радостей и страданий человечества. «Фауст» – произведение не о прошлой, а о грядущей человеческой истории, как она мыслилась Гѐте. Так же примечательны слова переводчика «Фауста» Гѐте Николая Холодковского: «Если на других планетах живут разумные существа и если эти существа захотели бы ознакомиться в общих чертах с сущностью человеческого духа и человечества, с теми вопросами, которые его мучают и волнуют, то нельзя было бы посоветовать им ничего лучшего, как внимательно прочесть и продумать гѐтевского "Фауста"» [17, с. 3]. Утверждение Дела становится основой фаустовского жизненного принципа («В начале было Дело»). Суть бытия – в деянии. Всѐ фаустовское стремится к деятельному обладанию и покорению внешнего мира. В завершение отметим, что с момента своего появления «Фауст» стал серьезно влиять на последующее развитие фаустовского мифа и его толкования. Трагедия Гѐте была воспринята последующими поколениями интеллектуалов, как главный образец фаустовского мифа. Это произведение становится каноном, в рамках которого осмысляется фаустовский миф как таковой. «Фауст» в силу своего высокого философского наполнения и поэтического мастерства автора оказал влияние на всю европейскую культуру, которое сложно переоценить. Под впечатлением ещѐ не завершенного «Фауста» появились «Манфред» (1817 г.) Дж. Байрона. А.С. Пушкин откликнулся «Сценой из "Фауста"» (1825 г.), а в 1828 г. выходит драма Кристиана Дитриха Граббе «Фауст и Дон Жуан». Австрийский поэт Николаус Ленау опубликовал своего «Фауста» в 1836 году, а Генрих Гейне – в 1851 году. Томас Манн (1875-1955) выпустил свой знаменитый роман «Доктор Фаустус» в 1949 г. Литература 1. Аникст А. Гете и Фауст: От замысла к свершению. М.: Книга, 1983. 271 с. 2. Аствацатуров А. Г. «Фауст» Гѐте: образы и идея // Фауст : [трагедия] / Иоганн Вольфганг Гѐте; пер. К. А. Иванов; худож. О. Ю. Яхнин; предисл. К.А. Иванов. СПб.: Имена, 2005. 401 c. 3. Болтовская Л. Н. К интерпретации образа Фауста в контексте западно-европейской и русской культуры // Христианское чтение. 2013. №. 3. С. 150–164. 4. Бэкон Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2. 2-е изд., испр. и доп. / сост., общ. ред. и вступ. ст. A. JI. Субботина. М.: Мысль, 1978. 575 с. 5. Генри Дж. Включение оккультных традиций в натурфилософию раннего Нового времени: новый подход к проблеме упадка магии //

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=