Гуманитарные ведомости. Вып. 2 (46) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (46), июль 2023 г. 70 духовное развитие, но и способствовали повышению уровня грамотности и образованности местного населения. В крупнейших центрах шѐлкового пути жили и работали Ибн Сина, Аль-Бируни, Алишер Навои, Аль-Фергани, Аль- Хрезми. Христианство также получило распространение в восточном направлении вплоть до Китая всѐ по тем же магистралям. Среди ранних следов христианства на востоке – Несторианская стела в Сиане, христианские монастыри в Линъу, Нинся-Хуэйский АО, «ворота в Китай» Дуньхуане и Хара- Хото во Внутренней Монголии [см. 22]. Несторианская версия христианства распространилась в Согдиане на территории современных Узбекистана и Таджикистана, и в долине реки Чу. По Великому Шѐлковому пути распространялся и иудаизм (был широко распространен среди купцов), а также зороастризм, тенгрианство, конфуцианство. Есть гипотеза, что манихейство – это духовный продукт порожденный синтезом мировоззрений шелкового пути. Это синкретическая религия, возникшая в III в. н.э. в Сасанидской империи (территория современного Ирана) включила в себя элементы распространенных на Шелковом пути религий: христианства, буддизма, зороастризма. Само появление этой религии стало возможным благодаря мировоззренческому и религиозному обмену. Например, принятие манихейства в качестве государственной религии в Уйгурском каганате позволило в свое время обеспечить уйгурам господство на Великом шелковом пути. Присутствие в китайских (уйгурских) текстах XI века в качестве пятой ключевой фигуры (помимо ортодоксальных для манихейства – Мани, Иисуса, Шакьямуни и Заратустры) Нараяны (одного из воплощений Вишну) говорит о том, что культурные и религиозные связи и синтезы Великого шелкового пути затрагивали и Индию [см. 23, 24, 25]. В Сиане и других китайских городах археологи раскопали гробницы, украшенные сценами зороастрийской загробной жизни. В одном из них была двуязычная эпитафия умершему, составленная на китайском и согдийском языках. Подводя предварительный итог, отметим, что с культурологической и философской точек зрения Великий шелковый путь представляет собой уникальный феномен, который намного более сложный и содержательно глубокий, чем покрытие дефицита Китая в хороших лошадях, а Европы в шелке и бумаге. Возникающие на его маршрутах связи и синтезы, формировали культурное разнообразие Евразии и создавали стимулы для культурного развития на протяжении колоссального времени. Именно этот опыт межкультурных взаимодействий вдохновил лидеров Китая на современную инициативу «Один пояс, один путь». Таким образом, несмотря на широко обсуждаемый инфраструктурный, экономический, логистический круг вопросов относящихся к этому проекту, его культурный потенциал состоит не в том, чтобы товарный обмен между странами происходил интенсивнее и немного быстрее, но в том, чтобы сформировать обширное поле для взаимно обогащающего культурного обмена. Заключение Завершая наш краткий обзор северных маршрутов Великого Шелкового пути и его исторического влияния на развитие регионов, отметим, что работа

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=