Гуманитарные ведомости. Вып. 2 (46) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (46), июль 2023 г. 65 шелка из Китая и Средней Азии могут служить остатки шелковых тканей и фрагментарно сохранившийся комплекс головного убора с золотым шитьем, обнаруженный в погребении молодой женщины из Болгарского городища XIV в» [11, c. 74]. Также в захоронениях в Болгаре были обнаружены украшения и зеркала китайского производства [12, c. 47]. Хотя культурное влияние Великого шелкового пути на европейские регионы малоизучено и вероятно невелико, по сравнению с культурным обменом, проходившим на Кавказе, в Прикаспийском регионе и в Средней Азии, некоторые культурные контакты с этими регионами здесь также имели место. «Уже с VIII века прослеживается ещѐ одна ветвь этой исторической магистрали: от Северного Прикаспия к Рюрикову городищу (вскоре ставшим Великим Новгородом). Эта самая ранняя речная магистраль Древней Руси, по сути, также была частью Великого Шелкового пути, связывавшего народы Севера и Юга, Запада и Востока. На этих путях-дорогах наши предки знакомились с культурами Византии и Венеции, с центрально-азиатским, индийским и арабским миром» [1, c. 230]. В виду хорошей сохранности, ценным источником культурных трансферов выступают предметы ювелирного искусства. Как пишет М. Г. Круглова «ювелиры, работавшие во Владимире и Суздале, использовали такие техники, как золотая насечка стали. Здесь мы, очевидно, имеем дело с малоизвестным маршрутом технико-технологической диффузии, поскольку данная техника уже давно применялась на Востоке, на Кавказе, в том числе в Урарту. Прославились рязанские и владимирские мастера и изделиями с перегородчатой эмалью. … Значительный вклад в технологию распространения которой внесли Иран (Персия), Индия и Китай. Первое упоминание о русских эмалях встречается в Ипатьевской Летописи 1175 года — термин финифть объединял как техники с применением металлических перегородок, так и живописные, расписные техники. В развитии ювелирного искусства центрального региона домонгольской Руси заметно куда большее разнообразие и в применяемых техниках, и в орнаментике, и в композиции, и в сочетании разнообразных материалов. Монгольский период отмечен распространением в России искусства золотой филиграни, которое также было перенесено из Китая…. Татаро- монголы также повсеместно распространили техники гравировки по серебру и стали, чеканки и еѐ разновидности – выколотки. Монголам мы также обязаны использованию бирюзы и коралла» [13, c. 21]. Подтверждением существования торговых связей со странами востока, в том числе и Китая, можно считать найденные во время археологических раскопок в Москве, Новгороде и Пскове раковины каури (Китай, Индия), драгоценные камни (арабский восток и Индия), китайский фарфор, миндаль (из Средней Азии) [см. 14]. Известно, что во времена вхождение Руси в состав Золотой Орды, после разграбления городов вдоль Великого шелкового пути Монгольская империя начала восстановление транс-евразийской торговли. «Результатом их торговой политики стало снижение таможенных пошлин, развитие дорог и караван- сараев, возросший уровень безопасности передвижения по территории империи» [15, c. 5]. В 1240-1250 гг. наиболее активно в торговле с Востоком

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=