Гуманитарные ведомости. Вып. 2 (46) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (46), июль 2023 г. 63 воротами», город был также местом пересечения морских и сухопутных путей. Здесь в порту производилась перегрузка товаров с кораблей на вьючные караваны. Наиболее активно маршруты, проходящие по Восточному Кавказу, начали вовлекаться в транс-евразийскую торговлю со второй половины VI века. Дербент находился на месте пересечения различных ответвлений Великого шелкового пути. Так, отрезок северной ветви Великого шелкового пути, следовавший по маршруту из Хорезма на Нижнюю Волгу проходил по северному пределу Предкавказской равнины, соединяя Нижнюю Волгу (и столицу Золотой Орды Хаджи-Тархан) с устьем Дона, откуда морской путь вел в Константинополь и страны Средиземноморья, а сухопутный – в Центральную Европу [6, c. 10]. Маршруты проходили как через Дарьяльское ущелье в города Верхний Джулат (Татартуп) в Северной Осетии, Нижний Джулат в Кабардино- Балкарской республике и Маджары на территории современного Ставропольского края, так и через Дербент в Матараху (Тмутаракань), находящуюся у Керченского пролива. Этот маршрут соединял Каспийский и Черноморско-Средиземноморский бассейны, Среднюю Азию, Кавказ и Константинополь. В VII-X веках значительную роль в культурных транс-евразийских трансферах играл Хазарский каганат, существовавший в 650-969 гг. н.э. Хазария включала в себя в те годы современные территории Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, Северо-Западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра. На территории Хазарского каганата найдены археологические свидетельства вовлеченности государства в торговлю по Великому шелковому пути. Здесь «в частности, обнаружено погребение китайского купца VIII в., в котором содержались обрывки картины на шелке и переплет рукописи с приходно-расходными записями» [7, c.12]. Хазария также служила связующим звеном между другими торговыми путями Евразии (например, Волжский и Донской торговые пути) и основным маршрутом Великого шелкового пути. «Из Хазарии купцы направлялись в Балх, Мавераннахр [Узбекистан, южные части Кызылординской и Туркестанской областей Казахстана, а также в западную и северную части Таджикистана] и даже в Ал-син-Китай» [8, c. 404]. В степных районах нынешней Калмыкии и Ставрополья пролегали два маршрута Шелкового пути – Даринский и Мисимианский, ведущие от Каспийского моря через Минеральные Воды в Кисловодскую котловину. Одно из ранних письменных свидетельств о них нам оставил, упоминавшийся выше византийский дипломат VI века – Менандр Протектор. Археологи здесь открыли памятники аланского и золотоордынского времени, остатки форпоста Византийской империи на Северном Кавказе и Маджар (город Буденновск). Север российского Причерноморья, Таманский полуостров, побережье Азовского моря, Нижний Дон были конечными пунктами другого северного ответвления Шелкового пути. Волжские маршруты Шелкового пути Помимо северокавказского и черноморского ответвления Великого шелкового пути, важным российским регионом, связанным с его развитием,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=