Гуманитарные ведомости. Вып. 2 (46) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (46), июль 2023 г. 53 эмоционального и философского анализа. К тому же, не всегда экран связывает пользователя с другими людьми – он может, наоборот, обеспечивать цифровое одиночество, окружая человека мобильными играми, такими, например, Candy Crush, которая была проанализирована современным писателем, философом испанского происхождения, квир-теоретиком Полем Пресьядо (урожд. Беатрис Пресьядо). В книге «Квартира на уране», представляющей сборник его дневниковых записей и статей о различных электронных ресурсах, он заявляет, что такие игры, как и экран в качестве медиума, меняют темпоральность потребления человеком информации и получения психических импульсов, не ведущих, как ни странно, к удовольствию, а потому вызывающих фрустрацию: «Candy Crush – это дисциплина души, нематериальная тюрьма, предполагающая четкую темпорализацию желания и действия. Игра формирует замкнутую цепь реакций между лимбическим мозгом, рукой и экраном. <...> Это новые операторы субъектности» [8, c. 46-47]. Несмотря на провокационный язык написания статьи, когнитивная включенность пользователя в пространство за экраном, действительно, не всегда даѐт ощутимое удовлетворение: по П. Пресьядо, «игрок никогда ничего не выигрывает – после прохождения уровня наслаждение переживает экран» [8, c. 47]. «Общество впечатлений» немецкого социолога Герхарда Шульце, в современную эпоху приобретает темпоральный элемент – пользователи вовлекаются в общество быстрых переживаний, где высокая увлечѐнность быстро сменяется апатией, популярные ролики становятся всѐ короче по времени (впрочем, этой тенденции противостоит популяризация часовых и более видеоэссе на YouTube), лента приложения Тик-ток бесконечна. С другой стороны, эмоциональная жизнь пользователя может стать богаче в социальных сетях, позволяющих «спрятаться» за анонимной маской и высказать всѐ, что хочется, но что по каким-то причинам невозможно высказать в реальной жизни: агрессию, табуированные желания, маргинализированные интересы. Регулируемая шкала анонимности позволяет показать о себе ровно столько, сколько хочет пользователь; это, конечно, не значит, что он невидим для механизмов надзорного капитализма, отслеживающего историю его поисков, покупок в онлайн-магазинах и прослушиваний музыки [3]. Снятие стигмы с эмоций и интересов может расширить диапазон «нормальных» эмоций: за злостью, ревностью или тревогой не последует немедленная негативная санкция. Однако именно это создаѐт чувство безнаказанности, позволяющее происходить онлайн-буллингу, травле и сталкингу (stalking – слежка), доксингу (doxing – раскрытие личных данных пользователя без его согласия). С другой стороны, эмоции, которые могут провоцироваться лишь экраном, но не реальной жизнью, могут создавать чувство дружеской близости и способствовать возникновению эмоциональных связей с людьми, с которыми пользователь не знаком лично. Эти люди могут быть видеоблогерами, известными актѐрами или музыкантами – доверительные отношения, устанавливаемые со знаменитостями через экран, называются парасоциальными отношениями. Помимо чувства близости к незнакомому

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=