Гуманитарные ведомости. Вып. 2 (46) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (46), июль 2023 г. 50 сериала «Черное зеркало» (англ. Black Mirror), само название которого описывает зеркальную поверхность экрана, выключенного электронного устройства, в которую смотрится человек, а каждая серия посвящена опасностям и искушениям новых технологий, которые могут превратить жизнь в кошмар наяву – самые известные культурные продукты современности так или иначе задействуют мотив экспансии экранного потребления. В качестве эскапизма или источника зависимости, контролирующего жизнь, экран подвергается социальной критике [5]. В качестве примера также может быть назван универсальный сюжетный поворот фильмов ужасов – проникновение экрана в разные сферы человеческой жизни изменило многие конвенции. Так, теперь экран может выступать новым проводником между протагонистами и антагонистом фильма (как в хоррор- киносериале «Пила» (США, 2003-2023 гг.), где главный злодей передаѐт сообщения с помощью записей на экране старого телевизора). Экран становится единственной возможностью для зрителя узнать, что случилось с героями. Также работают хорроры, построенные вокруг сюжетного хода «найденная плѐнка» (англ. found footage), где технические данные и видеозаписи дают ключ к разгадке дальнейшей судьбы персонажей кинокартины. Без экрана (интернета, связи) человек чувствует себя потерянным, и тогда задачей режиссѐра фильма ужасов становится «обесточить» героев, лишить их доступа к глобальной сети. Наконец, некоторые фильмы представляют собой исключительно запись экрана – этот формат киноповествования называется скринлайф (screen life) и сосредотачивает внимание зрителя не на съемочных изысках, а на эмоциях актерах и остром сюжете. Скринлайф-фильмы часто задействуют технические возможности, например, курсор или рабочий стол, в качестве уникального киноязыка. Сформировавшись в качестве нового способа визуального сторителлинга, фильмы, снятые в скринлайф-режиме, уже становятся лауреатами кинопремий (например, фильм «Убрать из друзей» 2014 года был назван самым инновационным по версии Fantasia Film Festival). Помимо этого, прогнозы психологов и культурологов, обращающих внимание на постоянный стресс, связанный с включенностью в онлайн-мир и наблюдением за экраном оказываются технопессимистичными. Многочисленные исследования указывают на связь между увеличением периода времени, проведѐнного у экрана (screen time), и возросшими показателями социальной тревожности и депрессии. Родителям рекомендуется ограничивать доступ к экранам планшета или смартфона своих детей [15]. Интерфейс устройств отвечает на это функцией «экранное время», которое отслеживает количество часов, проведѐнных за экраном, а каждую неделю демонстрирует пользователю средний показатель вместе с информацией о том, уменьшилось или увеличилось количество такого времени по сравнению с предыдущей неделей. Появляются возможности саморегуляции: пользователь может сам ограничить время своей работы в определѐнных программах. Более радикальным подходом является принципиальный отказ от использования

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=