Гуманитарные ведомости. Вып. 2 (46) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (46), июль 2023 г. 5 А. В. Прокофьев Институт философии РАН СТЫД В ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ РЕНЕ ДЕКАРТА И БЕНЕДИКТА СПИНОЗЫ В статье предпринята попытка реконструировать представления Рене Декарта и Бенедикта Спинозы о стыде и встроить их в историческую картину исследования этого феномена морального опыта. В ранненовоевропейской этике сложились два, сохраняющих до настоящего момента актуальность подхода к интерпретации стыда: социализированный, привязывающий чувство стыда к оценке стыдящегося агента со стороны других людей, и десоциализированный, рассматривающий стыд в качестве автономного переживания. Первый вошел в этику XVI – XVIII столетий в качестве вполне сформировавшейся традиции, восходящей к Аристотелю и Фоме Аквинскому, второй – существовал в виде отдельных замечаний и оставлял недостаточно проясненной специфику стыда в сравнении с другими автономными эмоциями самооценки. Подавляющее большинство центральных фигур философии раннего Нового времени принадлежало к первому походу, Р. Декарт и Б. Спиноза не являлись исключением. Для них стыд – это реакция агента на порицание со стороны других людей в виде неудовольствия или печали. Классификация страстей Р. Декарта включает в себя эмоции самоосуждения, не спровоцированные внешней оценкой: раскаяние и угрызения совести, однако они напрямую не рассматриваются Р.Декартом в качестве чего-то более высокого в моральном отношении, чем стыд. Лишь анализ его рассуждений о гордости позволяет обнаружить такой приоритет (если тот факт, что люди склонны хвалить не только за добрые дела, проблематизирует гордость, то столь же очевидный факт, что ругать они склонны не только за дела порочные, проблематизирует уже стыд). Основная антитеза для Р. Декарта – это антитеза стыда и добродетели (прежде всего, добродетели великодушия). Лишь понимание природной социабельности человека и слабости собственных суждений агента, требующих коррекции со стороны окружающих, удерживает Р. Декарта от того, чтобы, подобно киникам «отрешиться» от этой страсти. Для Б. Спинозы антитеза стыда и подлинной добродетели является единственной. Но его этика дает более богатый материал для реконструкции критики стыда. Если же вести речь о частичной реабилитации этого переживания, то у Б. Спинозы она опирается на тезис о положительной роли стыда в сохранении общественного единства и тезис о более легком переходе от стыда к добродетели, чем от многих других аффектов. Ключевые слова: мораль, этика, психология морали, ранненовоевропейская моральная философия, страсти, добродетель, стыд, раскаяние, Р. Декарт, Б. Спиноза. A. V. Prokofyev RAS Institute of Philosophy (Moscow, Russia)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=