Гуманитарные ведомости. Вып. 2 (46) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (46), июль 2023 г. 49 Keywords: screen culture, emotions, affectivity, screen consumption, screen time, social anxiety, emotionality, virtue signaling. DOI 10.22405/2304-4772-2023-1-2-48-58 Актуальность исследования. Сегодня конкретным проявлением глобального техницизма является мощная экспансия экранности, а влияние экрана на познание и чувства человека – проявлением технократии. Средства производства товаров и услуг, а также культурной продукции рассматриваются современными исследователями [6; 7] в качестве рычагов воздействия на эмоциональную жизнь общества. «Потребление впечатлений», «эмоциональный капитализм» – концепции, отражающие специфику современной культуры, в которую прочно интегрирован экран как продуцент и регулятор аффектов пользователя: зрителя, геймера и т.д. С конца XIX столетия, став постоянным феноменом человеческого существования, экран играет эту роль в масс-медиа, политике и науке все последние десятилетия. Как жанровая, так и элитарная культура, начиная с XX века размышляла, и особенно активно размышляет сегодня о взаимоотношении человеческого и роботизированного мышления, подчинении и власти: с помощью образа роботов, например, обострялась тема рабства и этичности подчинения нечеловеческих существ [11]. Для описания современных технологических опасностей сегодня часто используют такие мифы, как отражение Нарцисса, ящик Пандоры, пещера Платона. Они изображают людей, погруженных в собственные отражения, и очень напоминают современного пользователя, погруженного в создаваемый им самим цифровой образ. В таких рассуждениях либо утверждается, что технология обладает магической силой, либо просто, что технология представляет человеческую природу, не изменившуюся с момента возникновения мифа. Мы ставим перед собой цель – показать, как экспансия экрана и интеграция принципа экранности во всех сферах культуры обусловила поведение и повышение степени эмоционализации реакций в политике, искусстве, науке и масс-медиа. Для решения поставленной задачи представляется необходимым:  проанализировать причинно-следственную связь культурных метаморфоз экрана и эмоционализации жизни;  и с помощью художественных иллюстраций массового искусства выявить варианты эмоционального диалога человека и экрана, который из средства связи постепенно превращается в субъект. Отдельные жанры кино и литературы рассматривают экран не только как культурный объект, который можно изучать и критиковать, но и инструментализируют его. От бестселлера 1990-х гг., гиперромана Дэвида Фостера Уоллеса «Бесконечная шутка», демонстрирующая угрозу зависимости от безобидных на первый взгляд видов досуга (книга посвящена поискам героя пленки, от которой невозможно оторваться после начала просмотра), до известнейшего

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=