Гуманитарные ведомости. Вып. 2 (46) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (46), июль 2023 г. 31 самоценности, уважения ее автономии, как отказ от теории антропоцентризма – права человека на свободу и счастье. Идеи были заложены гуманистами эпохи Возрождения (Мишель Монтень, Томас Мор, Эразм Роттердамский, Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Франсуа Рабле и др.). Одним из основоположников современной теории дегуманизации считается Хосе Ортега-и-Гассет. В своем труде «Дегуманизация искусства» испанский философ «видел … трагедию человека, который не поспевает за быстрыми темпами развития своей цивилизации», размышлял «о новой концепции существования личности, которая могла бы стать ответом на опасный вызов», предрекая, что об этом «скоро, быть может, придется кричать» [6]. Мысли о развитии творчески свободной личности, обладающей гражданскими правами, получили свое развитие в период формирования класса буржуазии. Во время зарождения капиталистических отношений, немецкий философ, Гегель, утверждал, что история человечества – это «прогресс духа в сознании свободы», что не могло не породить надежду на решение проблемы экзистенциального одиночества человека, его социального рабства и появления новых условий для интеллектуального развития, и мотивации на высокие цели. Идею о дегуманизации человечества развивал в своем творчестве А. Шопенгауэр, овеянном предчувствием негативных социальных перемен в странах Западной Европы. Далее она нашла отражение в философии С. Кьеркегора и Ф. Ницше. Русский философ Н. Бердяев обнаруживает признаки усилившейся дегуманизации в различных сферах культуры, говоря о «катастрофической эре» и, так называемом, «сумеречном периоде» мировой истории: «Произошла какая-то непоправимая катастрофа в судьбе человека, катастрофа надрыва его человеческого самочувствования, неизбежная катастрофа перехода его человеческого самоутверждения в самоотрицание, катастрофа ухода от природной жизни» [7, с. 20]. О тенденции дегуманизации общества задумывались философы франкфуртской школы: в «Одномерном человеке» Г. Маркузе, размышлял о том, «что потребительский образ жизни, культивируемый в индустриально развитых странах восстает против качественного изменения… в итоге возникает форма одномерной мысли и поведения, в которых идеи, стремления и цели, выходящие по содержанию за пределы установленного порядка рассуждений и действий, либо изгоняются, либо сводятся к условиям того же самого порядка» [8]. Идеалы и ценности нивелируются и погружают человека в ирреальный мир мнимого престижа и благополучия, превращая его в раба брендов, трендов и, делая продуктом потребительской культуры. «По замечанию Г. Дебора (французский философ, историк, писатель, художник- авангардист, режиссер) создается автономный мир образов, в котором обманщик лжет самому себе, а опосредованный этими образами спектакль как общественное отношение между людьми и всеобщее проявление потребительских иллюзий представляет собой инверсию жизни…» [9].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=