Гуманитарные ведомости. Вып. 2 (46) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (46), июль 2023 г. 30 В русской религиозной философии тема греха была представлена трудами: Е. Н. Трубецкого, П. А. Флоренского, Л. П. Карсавина, С. Л. Франка и др. По мнению П. А. Флоренского: «Грех есть Беззаконие, есть извращение Закона, т.е. того Порядка, который дан твари Господом, того внутреннего Строя всего творения, которым живо оно, того устроения недр твари, которое даровано ей Богом, той Премудрости, в которой – смысл мира. Вне Закона, Грех – ничто, имеет лишь мнимое существование…». Разрушая, как и всякое паразитическое существование, своего кормителя, грех подрывает вместе и себя самого. Он направляет на себя, себя ест, ибо все, что не хочет уничтожения, подвергается уничтожению» [3]. «Грех не способен творить, но только разрушать» [3]. В труде «Смысл жизни» Е. Н. Трубецкой источником греха видит свободу. Религиозный мыслитель С. Л. Франк высказывает мысль о том, что «грех есть гносеологический потенциал понятия греха наиболее очевидная, как бы бросающаяся в глаза реальность. Человек может отрицать бытие Бога или сомневаться в нем, но человек с открытыми глазами не может не воспринимать греха как реальности и в составе опыта общественной и всемирно-исторической жизни» [4]. «При утрате человеком связи со своей глубинной сущностью он и впадет в грех, и начинает замыкаться в своей самости» [1]. Грех есть осознание предела падения, морально-нравственного дна человечества. Грех как многоаспектное явление проявляется через алчность, эгоизм, гнев, блуд и другие формы деструктивного поведения. В философской мысли XX века М. Хайдеггер и Х. Ортега-и-Гассет исследовали проблему массового общества и механизмы деструктивного поведения в нем, апогеем которого Э. Фромм выводит некрофилийного человека («Анатомия человеческой деструктивности» 1973 г.) [5]. Понятие греха заключает в себе знание о наиболее деструктивном человеческом поведении и является индикатором наиболее опасных форм человеческой жизнедеятельности. Дегуманизация мирового социума XXI века обнаруживает себя в политике, экономике, сфере науки и искусства, демонстрируя насилие и произвол, отравляя себя чувством ненависти ко всему и всем – так называемый, тотальный моральный ресентимент, делая закон – товаром, доступный имущим мира сего. Морально-нравственные, общечеловеческие ценности в дегуманизированном мире приобретают форму частной собственности – кто владелец, тот и прав – индульгенция Средневековья. Мораль подчинена закону прибыли и постулату – цель оправдывает средства. Средством или расходным материалом в обществе XXI века выступает человек. Канула в лету теория антропоцентризма и гуманизма: информационное общество породило цифрового двойника индивида, обретшего бессмертие в виртуальном мире: роботы, андроиды, чат-боты, голограммы, персонажи компьютерных игр и фильмов – вот окружение современного человека, незнающее ни чувства жалости, ни сострадания, ни человеколюбия. Жизнь вне любви! Изначально в широком смысле слова термин дегуманизация интерпретировался как утрата моральных и нравственных качеств, нивелирование общечеловеческих ценностей, отказ от понимания личности как

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=