Гуманитарные ведомости. Вып. 2 (46) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (46), июль 2023 г. 29 надлежит взращивать, какой наиболее высоко ценен, более других достоин жизни, кому принадлежит будущее. Ф. Ницше. Антихристианин. Государство (гуманность) запрещало убить насмерть одного и не запрещало убивать миллионы наполовину. Убить одного, то есть уменьшить сумму человеческих жизней на 50 лет, – это преступно, а уменьшить сумму человеческих жизней на 50 миллионов лет – это не преступно. Ну, разве не смешно? У нас эту математически-моральную задачу в полминуты решит любой десятилетний нумер; у них не могли – все их Канты вместе (потому что ни один из Кантов не догадался построить систему научной этики, то есть основанной на вычитании, сложении, делении, умножении). Е. Замятин. Мы. …Искусство, о котором мы говорим, "бесчеловечно" не только потому, что не заключает в себе "человеческих" реалий, но и потому, что оно принципиально ориентировано на дегуманизацию. Х. Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства. Современная культура создает систему стереотипов и моделей поведения, согласно которым человек уже не является отдельной личностью, его поведение регулируется официально-общественными установками. Культура становиться продуктом искусственно разработанным, массово внедряемым в повседневность индивида, меняющая его мировоззрение через множество незаметных актов влияния, результатом чего становиться формирование личности, лишенной гуманистических основ и расширяющей границы греха до бесконечности. Понимание и осмысления понятия грех напрямую связано с развитием самосознания индивида. Углубление осознание греха происходит в кризисные моменты мировой истории человечества: «Духовный анализ приводит к пониманию человеком того, что корнем или источником всех его бед является «грех», то есть духовное несовершенство» [1]. В греческой философии проблема порока (греч. κακία) или порочности человека представлена: сократовским положением о том, что неведение – это и есть грех, платоновским мифом об андрогинах; в «Нравственных письмах к Лукрецию» Сенека размышляет о пороке и добродетели. В христианстве источником греха являются злоупотребления человека и это не просто проступок или провинность, а нечто противоречащее человеческой природе, поскольку человек создан по образу и подобию Божию. Августин Аврелий рассматривает грех следующим образом: «Горе грехам людским. И человек говорит это, и Ты жалеешь его, ибо ты создал его, но греха в нем не создал. Кто напомнит мне о грехе младенчества моего?» [2, с. 10]. В труде «Мысли» Блез Паскаль анализирует проблему первородного греха Адама и Евы и ответственности потомков за него.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=