Гуманитарные ведомости. Вып. 2 (46) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (46), июль 2023 г. 25 методологической деятельности заключается в адаптации к нестандартным задачам всего предшествующего опыта, для чего методологу и необходим выход в межпредметное пространство, то есть за пределы границ предмета своей научной специальности. Специалисты межфакультетских кафедр в данном случае определяют методологию как средство связи науки и культуры» [1]. Для человека с высшим образованием помимо специальных знаний необходимо понимать значимость эстетических ценностей, в том числе и в обыденной общественной жизни. Кроме того, развитие не только интеллекта, но и высокой культуры поведения, основанной на воспитании нравственности студента, определяет его интеллигентность. Именно интеллигентность определяет активную жизненную позицию человека, отвечающую социальным ожиданиям общественной жизни. Следуя логике усиления гуманистических начал в обществе, в рамках ФГОС по всем направлениям обучения в образовательной программе присутствуют и гуманитарные предметы. В условиях академической свободы педагогических работников ведущая роль в поддержании высокого качественного уровня высшего профессионального образования принадлежит именно федеральным государственным образовательным стандартам, иными словами нормативность совокупности знаний преподаваемых дисциплин проявляется в соответствии образовательному стандарту. Принципы, которые рассматриваются в регулятивной функции академических свобод, обусловлены провозглашенными ценностями, определяющими наше отношение к истине, ее безусловную ценность. Тем не менее, государство обладает необходимыми инструментами регулирования академических свобод в вузе. Основное назначение соответствия образовательному стандарту на федеральном уровне состоит в том, чтобы определить условные границы образовательного пространства, которое должно быть единым для всей страны. В учебном процессе с необходимостью учитывается специфика образовательного стандарта, заключающаяся в том, что в отличие от производственного стандарта, при реализации его содержания важен активный характер диалога преподавателя и студента, степень которого умаляется прямо пропорционально формату обучения, порой вынужденного, имеющего признаки дистанционного обучения. Тем не менее, именно стандарт гарантирует студенту селективные курсы, в рамках обучения которых создаются дополнительные условия развития личности. Учитывая потребности личности и специфику преподавания гуманитарных дисциплин в современных условиях, необходимо совершенствовать методы передачи студентам накопленного обществом и самим преподавателем опыта гуманитарного осмысления действительности на основе информационных технологий. Наряду с этим, специалисты гуманитарных дисциплин разрабатывают подходы и технологии, развивающие творческое мышление студентов, в том числе в интерактивных формах, что должно способствовать, прежде всего, совершенствованию современной системы подготовки специалистов,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=