Гуманитарные ведомости. Вып. 2 (46) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (46), июль 2023 г. 24 заведений абсолютно разного образовательного уровня и сектора, что следует учитывать при оперировании мировым опытом организации системы взаимодействия колледж-вуз. Одна из важнейших задач гуманитарных кафедр, осуществляющих образовательный процесс, обусловлена необходимостью повышения уровня культуры обучающихся. В советский период одним из механизмов подобного социокультурного воздействия выступала система «Домов знаний», в рамках которой проводились тематические лектории, встречи и т.п. направленные на повышение образовательного и культурного уровня населения. Однако коммерциализация конца 80-х/90-х годов значительно повлияла на финансирование их деятельности, что отразилось на содержательном компоненте их работы. Именно поэтому значимость деятельности вузов по формированию гуманитарной культуры значительно возрастает. Однако, суть человеческого фактора не исчерпывается только его мускульной, интеллектуальной и душевной энергиями, но и состоит ещѐ в никогда не открывающейся для понимания исходной незаменимости. Доцент в переводе с греческого «учащий». Сказанные Жаком Барзеном слова об учительстве как еще не утраченном ремесле диссонируют с им же констатацией того факта, что уважение к учителю становится утраченной традицией. Многозначность традиции как понятия и его понимание как преемственности чего-либо обусловлена его этимологией, считает польский ученый Е. Шацкий [7]. В данной связи, отметим, что традиция в общественной жизни рассматривается только в аспекте ее ценности, то есть коллективной, а не индивидуальной значимости. Таким образом, следование ценностям, а не личным интересам, обуславливает формирование общественной, коллективной, жизни. В академической среде любой ученый не может работать в духовном вакууме. Он опирается на труды предшественников, испытывает влияния. Тем самым учѐный относит себя к традиции, частью которой он становится. А потому общество – для каждого из нас обилие возможностей. Но один видит «обилие», другой «возможности» и лишь третьи, замечая, что весь расклад, в который мы попадаем, уже как бы задан, принимает общественный уклад как условие крепить лад. Гуманитарная культура личности связана с целевыми установками мировоззрения, ее концептуальностью. Вместе с тем, средства деятельности определяются уже методологической культурой. Например, в решении научной задачи гуманитарные науки выступают в методологической функции тогда, когда обнаруживается ситуация невозможности решения задачи имеющимися в распоряжении ученого средствами. По сути, методологическое мышление не сводится к простой редукции методов решения сходных задач, а предполагает действительно творческую работу по их приспособлению к решению задач в новой области, эвристическое обращение к всѐ новым слоям культуры в надежде отыскать путь, который приведет его к нужному результату. Такая деятельность представляет, по сути, методологическую рефлексию исследователя, носящую непарадигмальный характер. То есть, «суть непарадигмальности

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=