Гуманитарные ведомости. Вып. 2 (46) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (46), июль 2023 г. 22 педагогическим работникам академических свобод относится только к сфере компетенции профессиональной деятельности преподавателя, под коим конкретно не подразумеваются непосредственно воспитательные формы. Наряду с этим, «при исполнении профессиональных обязанностей педагогическим работникам предоставляется право выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники и способы оценки знаний студентов» [5, с. 4-5]. Разумеется, любое проявление свободы должно с необходимостью нести в себе определенную меру ответственности, и здесь предусматривается академическая ответственность. Причем, академическую ответственность несут не только преподаватели, но и студенты, ведь и у них есть академические свободы. Различение, в свою очередь индивидуальной и социальной свобод предполагает осознание долга не только перед самим собой, но и ответственность за поступки других людей, переживаемого как чувство долга перед обществом. Эта нравственная необходимость интеллигентного человека составляет субъективный принцип в составе мыслей, определяющий состав действий человека в общественной жизни. Говоря обыденным языком, поведение человека с необходимостью должно быть освящено его совестью. В то же время, система высшего образования, являясь структурным элементом социальной системы, испытывает целый комплекс трудностей связанных с поиском эффективных механизмов функционирования особенно в финансово-экономической сфере. В частности, финансовая нестабильность образовательных учреждений, может быть связана с объективными причинами последствия демографического спада (число поступающих сравнялось с количеством мест в вузах), низкой покупательной способностью населения (внебюджетная составляющая вуза), так и неэффективным распределением финансовых средств управленцами вузов, неумение привлекать инвестиции, отсутствие практически значимых научных тем и так далее. Такая ситуация требует привлечения финансовых средств в основном за счет грантовых исследований различных фондов, причем «значимость» подобных исследований прямо пропорциональна объему привлекаемого финансирования, которое для вуза имеет тот же терапевтический эффект, повышая среднюю «температуру»/зарплату в вузе. Наряду с этим, общее интенсивное расширение наборов абитуриентов по стране и увеличения стоимости обучения накладывает определенные ограничительные рамки на предоставление качественности услуг путем понижения общего ценза поступающих в вузы в сфере их образованности: формализация обучения в школе (тесты ЕГЭ) не способствуют развитию академической подготовки и общей конструктивизации мышления, необходимой для дальнейшего освоения вузовской образовательной программы. Значимость данной проблематики требует, на наш взгляд, необходимости пояснения причины ее появления и возможных последствий. Указанная коллизия является во многом результатом смешения разных образовательных систем, возникшего в результате модернизации советской системы образования на постсоветском образовательном пространстве.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=