Гуманитарные ведомости. Вып. 2 (46) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (46), июль 2023 г. 21 как и гуманитарные науки в целом, помогает осмыслить роль человека в науке и технике, а также оценить социальные, этические последствия научных и технических достижений. Разработка новых подходов к пониманию современного мира предполагает рефлексию относительно смыслов человеческого бытия, обуславливающих его ценностные ориентации. И здесь человеческий фактор, определяющий аксиологический аспект жизнедеятельности человека в науке и образовании, без гуманитарных дисциплин и философии не обнаруживает свою эффективность: «философия не только продуктивно осваивает наследие науки, но и в качестве одной из основных задач ставит осмысление роли физико- математического знания в научных и технических сферах» [2, с. 24]. Однако преувеличение роли социоцентризма ориентирует на понимание человека лишь как совокупности общественных отношений, что может привести к нивелированию личности, в основном определяя ее духовность только в идеологической функции, а не в осмыслении оснований действительности. Как следствие, в последнем положении, из поля зрения выпадают иные способы освоения действительности человеком. Периодическое «перетряхивание» содержания гуманитарных дисциплин, а этому способствуют успешные и настойчивые попытки сокращения аудиторных часов по предметам, требует изменения и акцентов методики их преподавания. К примеру, за последние пятнадцать лет, количество часов лекционной составляющей по философии сократилось в несколько раз, а общая аудиторная нагрузка по дисциплине составляет менее сорока процентов от общей трудоемкости дисциплины. Тем не менее, задачей обучения по-прежнему остается осуществление передачи способа мышления. К сожалению, в сфере образования обнаруживается тенденция «формализации, а не конструктивизации образовательного процесса. Вместе с тем, остается неизменным ответственность преподавателя как носителя научной рациональности, первично определяющего универсальный смысл человеческой деятельности при передаче социального опыта, знания. При этом образованность человека обуславливает меру его социализации» [3, с. 146], а миропонимание определяет степень включения научной деятельности в культурный контекст современности. Один из основных принципов, на которые основывается государственная культурная политика в области высшего образования, предполагает исключительно светский характер образования [5, ст. 2]. Наряду с этим, в группе норм [5, ч. 5, ст. 2] указывается, что право на получение высшего образования может быть ограничено, например, на основании нравственности. Наряду с этим в ряде вузов также в нормативных документах может быть прописаны моральные и этические нормы, обязательные к исполнению в рамках, например, правил внутреннего распорядка. Суть подобных норм и правил не должна входить в противоречие с общепринятой общественной моралью. И если компетенцией образовательного учреждения является организация и совершенствование образовательного процесса, то возникают вопросы относительно существования правовых норм, устанавливающих критерии развития духовных качеств. Ведь предоставление

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=