Гуманитарные ведомости. Вып. 2 (46) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (46), июль 2023 г. 12 соответствует определение противоположной страсти – гордости (Gloria): «Если перед нами удовольствие, которое сопровождается идеей действия, которое по нашему воображению сопровождается похвалой со стороны других, то это гордость» [13, с. 387]. В других, предварительных, дефинициях из «Этики» на месте «воображения» чужой оценки присутствует «уверенность» в ней [13, с. 357]. В более раннем «Кратком трактате о Боге, человеке и его счастье» есть важное дополнительное пояснение, касающееся характера порицания, вызывающего стыд. Здесь источником стыда является не любое негативное отношение к поступкам агента, а только то, которое является беспристрастным: «Стыд (Beschaamtheid) есть известная печаль, возникающая в человеке, когда он видит, что его поступки презираются другими, не имеющими в виду какой-либо выгоды или вреда» [12, с. 57]. Важным для психологии морали Б. Спинозы является также содержащееся в «Этике» разделение ретроспективного стыда, следующего за порицанием уже совершенного поступка, и проспективной стыдливости (verecundia), которая есть «страх или боязнь стыда, препятствующая человеку допустить что-либо постыдное» [13, с. 387-388]. Как и Р. Декарт, Б. Спиноза обсуждает и сугубо внутренние эмоции самооценки. В «Кратком трактате о Боге, человеке и его счастье» упоминаются угрызения совести (Knaging) и раскаяние (Berouw) в декартовском смысле этих терминов [12, c. 56]. В «Этике» это место занимает одно лишь раскаяние (Poenitentia): «неудовольствие, сопровождаемое идеей о каком-либо действии, которое мы совершили, как мы в том уверены, по свободному решению души» [13, c. 386]. В соответствии с общим смыслом этической концепции Б. Спинозы все перечисленные выше явления: гордость, стыд и раскаяние, противопоставлены добродетели в силу того, что они представляют собой аффекты. Фактор овнешненного или сугубо внутреннего их характера в этом отношении не важен. Добродетель у Б. Спинозы – это «жизнь по одному только руководству разума на основании стремления к собственной пользе», а, подаваясь аффектам (пассивным состояниям), человек «отдает себя на произвол вещей, существующих вне его» ([13, с. 411, 420], общую оценку аффектов у Б. Спинозы см.: [23, p. 195-193; 5, с. 252-308]). Если перейти от общей негативной оценки аффектов к оценке непосредственно стыда, то в «Кратком трактате о Боге, человеке и его счастье» стыд и гордость оцениваются не только как «бесполезные», но и как «вредные и гибельные». Второй недостаток раскрыт Б. Спинозой следующим образом: стыд и гордость основаны на том «заблуждении, что человек является первой причиной своих действий» [12, с. 57]. Первый недостаток (бесполезность) не комментируется, но можно предположить, что имеется в виду то же, что и в случае с раскаянием и угрызениями совести. Обсуждая их недостатки Б. Спиноза замечает, что с задачей исправления ошибающихся людей лучше справляются не они, а «разум и любовь к истине» [12, с. 56]. Правильное применение разума делает раскаяние, угрызения совести и стыд излишними. В «Этике» нет развернутого критического рассуждения о стыде, однако присутствует указание на то, каким оно могло бы быть: «Какие замечания

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=