Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (45) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (45), апрель 2023 г 99 Д. А. Прокофьев Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» КЕЙС ГРЕТЫ ТУНБЕРГ И ПРОТИВОСТОЯНИЕ ФРЕЙМОВ В МЕДИА ОСВЕЩЕНИИ ПРОБЛЕМЫ КЛИМАТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ Медийная репрезентация различных явлений и событий осуществляется во многом на основе создания простых и наглядных схем для их восприятия. В исследованиях медийного пространства как части культуры эти схемы связываются с эффектом фрейминга. При этом структура фрейма предполагает, по крайней мере, четыре элемента: определение проблемы, каузальную атрибуцию, моральную оценку и практические рекомендации. В данном исследовании прослеживается столкновение двух фреймов при освещении в СМИ экологического активизма Греты Тунберг. Первый фрейм опирается на доверие климатической науке и институциональному устройству современного общества. Второй фрейм совмещает доверие к прогнозам, касающимся климатических изменений, с радикальным отказом в доверии бюрократии и рынку. В части моральных оценок он выражается в формуле: будущие поколения уже здесь, и они разгневаны. Грета Тунберг является живым воплощением этой формулы. Однако ее медийный образ включает в себя много частных фреймов, которые также проанализированы в статье. Ключевые слова: климатические изменения, эффект фрейминга, экологический активизм, Грета Тунберг. D. A. Prokofev National Research University "Higher School of Economics" (Moscow, Russia) THE CASE OF GRETA THUNBERG AND CONFRONTATION OF FRAMES IN MEDIA COVERAGE OF CLIMATE CHANGE Media representation of social phenomena and events is largely based on the creation of simple and visual schemes for their perception. In media-studies these schemes are associated with the framing effect. The structure of the frame implies at least four elements: problem definition, causal attribution, moral evaluation and practical recommendations. This study traces the clash of two frames in the media coverage of Greta Thunberg's environmental activism. The first frame relies on trust in climate science and the institutional structure of contemporary society. The second frame combines trust in climate change predictions with a radical refusal to trust bureaucracy and market. In terms of moral evaluations, it is expressed in a formula: future generations are already here, and they are angry. Greta Thunberg is the living embodiment of this formula. However, her media image is constructed on the basis of many particular minor frames, which are also analyzed in the paper. Keywords: climate change, framing effect, environmental activism, Greta Thunberg DOI 10.22405/2304-4772-2023-1-1-99-109 Введение Для того чтобы представить аудитории ту или иную социально- политическую повестку, современные СМИ широко используют упрощенные матрицы для понимания проблем или событий, своего рода оболочку, в которую можно заключить суть происходящего. Так возникает «эффект

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=