Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (45) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (45), апрель 2023 г 94 бессмертного сверхчеловека. Данная стратегия направлена на изменение тела посредством техники. Никто более не ждет внешнюю фигуру Бога и суда, так как человек ассоциируется с разумным и свободным существом эпохи Просвещения. Он не ждет спасения, а спасает себя сам. Спасти себя – значит сохранить возможность мышления. В крайнем случае, можно передать способность мыслить другим существам, как предлагал Лиотар [20], – искусственному интеллекту. Таким образом, апокалипсис понимается как деградация природы, а спасение видится в соединении человека с техникой и оснащения собственного тела ради выживания в новых условиях во имя сохранения интеллекта. Трансгуманизм надеется выйти за рамки единственной системы человека – его биологического тела. На смену единственно возможного в прошлом органического тела приходит множественность, то есть возможность человеческого, биологического тела вступить в контакт с техникой и природой. Постчеловек в рамках трансгуманизма – гибридное создание, появившееся вследствие изменения человека как вида. При этом, трансгуманизм не отказывается от рационального гуманизма. Наоборот, свое начало возводит к прогрессу и рациональности. Наиболее интересным в рамках экологии можно назвать проект гедонистического императива Д. Пирса [22]. Второй тип отношения к природе выявляет иную позицию – целостность человека и природы. Природа, в данном случае, является не только метафорой животности или дикости, но чувственной способности человека, в отличие от рациональной. Апокалипсис природы, следовательно, заявляет о деградации внутреннего мира, не поддающегося логическому дублированию. Аффекты, страсти, желания, безумства, темное сознание – все эти составляющие человеческой жизни оказываются в ситуации кризиса. Спасение человека без природы оказывается невозможным, поскольку органичность человека сохраняет его человечность, в то время как техника, осуществленная рациональным действием, не предоставляет таких перспектив. Заключение. Итак, существует два вида отношения с природой. Либо человек выделяет ее как нечто отличное, иное, и тогда ею можно управлять, ее можно изучать, подчинять. Результаты такого отношения сегодня очевидны. Либо он не видит себя вне связи с ней, и находится в неразорванном единстве. В связи с этим, что означает апокалипсис, который, как сказано выше, сегодня причиняется природой? Первая модель подразумевает, что природу можно преодолеть или отменить, а человека оставить, поскольку апокалипсис лишь природен. Это значит, что всеми силами философия, основанная на этом образе природе, будет стараться отказаться от природности человека. Подобные намерения отражает философия трансгуманизма, стремящаяся отказать человеку в собственной органичности. Вторая модель проясняет, что апокалипсис природы отражает состояние самого человека. Дело не в том, что в природе происходят катаклизмы, но катаклизмы происходят в самом человеке. Апокалипсис означает сегодня отказ от неустойчивой, некрепкой части человека.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=