Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (45) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (45), апрель 2023 г 93 известные пейзажи запечатлевают церковь (См. И. Левитан «Над вечным покоем», «Вечерний звон»). Это не случайность. Когда Левитан, очарованный Окой, решил разложить краски и заняться пейзажем, местные жители пришли в ужас: «Беззубая баба подошла сбоку, долго смотрела на Левитана и вдруг ахнула: “Господи Сусе Христе, что ж это ты делаешь, охальник?» Мужики зашумели, Левитан сидел бледный, но сдержался и решил отшутиться. «Не гляди, старая, – сказал он бабе, – глаза лопнут». «У-у, бесстыжий”, – крикнула баба, высморкалась в подол и пошла к мужикам. Там уже трясся, опираясь на посох, слезливый монашек, неведомо откуда забредший в Чулково и прижившийся при тамошней церкви. «Лихие люди! – выкрикивал он вполголоса. – Чего делают – непонятно. Планы с божьих лугов снимают. Не миновать пожару, мужички, не миновать бяды». «Сход! – крикнул старик с вытекшим глазом. – Нету у нас заведения картинки с бабами рисовать! Сход!» Пришлось собрать краски и уйти» [12]. (Этот сюжет есть также в воспоминаниях Кувшинниковой С. П. [5, с. 202]). Природа Божественна, неразделима. Невозможно относится к ней обыденно. Снимать картинки с природы страшно; это богохульство. Несмотря на то, что анализ посвящен творчеству Левитана, но то же можно найти и у других певцов русской природы. Шишкин, создавший русский лес, считал, что лес напоминает храмовый комплекс; лес – это храм. Левитан поддерживает эту интуицию неразделенности: «Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью» [5, с. 42]. Левитан сознает Бога в природе, и она видится убежищем от постоянного разлада с самим собой. Соединенность природы с Богом является особенностью русского сознания – результат соборности сознания. Соборность подразумевает «собор всей твари» [15, с. 13], как пишет Е. Трубецкой. Спасаются не только отдельные люди или целые страны, но обожение коснется каждого зверя. Соборное русское сознание не дистанцировало себя от природы, а брало ответственность за будущее всех. 3. Два типа апокалипсиса Первый тип отношения к природе предполагал субъект-объектную разделенность. Потому событие апокалипсиса возможно приписать только объекту, оставляя субъекта связанным, но только в рамках вины. Христианский апокалипсис предлагал нам старое тело и новый мир, имея в виду внутреннее преображение. Современная философия предлагает новое тело в старом мире. Это значит, что апокалипсис менял весь мир под немногих выживших. Современная философия меняет человека для земной жизни. Проекты могут быть весьма различны. Трансгуманистические идеи сконцентрированы на изменении телесности человека и животных, ограничивая биоразнообразие. Данное направление аккумулируется в трансгуманистических практиках «улучшения» тела и ожидания не Спасителя, а появления

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=