Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (45) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (45), апрель 2023 г 90 человека. Сезанн, исследовавший свой взгляд на природу, породил искусство, решившее избавиться от человеческого взгляда ради знания самого предмета, самой природы. Художники думали, что природа вовне. По мнению Мерло-Понти, художник проводит инвентаризацию видимого, а тайна процесса – в зрении. Однако, посмотрев на творчество Левитана мы заметим, что дело не в том, что происходит восприятие природы и отображение ее на холсте. Картина – это не только чувственно-телесная сущность, как пишет Мерло-Понти, Левитан – художник, утверждающий природу и создающий взгляд для других. Левитан сконструировал русский взгляд природу. 2. Левитан и свет. Левитан - великий русский художник. Он смог воплотить накопленное время своей культуры. Левитан писал не людей, не быт, не деревню или город, а природу. Он пейзажист. Есть одна картина, на которой изображена девушка, но ее пририсовал брат Антона Чехова ради полноты композиции. Левитан не интересовался людьми. Однако, ему удалось выразить внутреннее состояние потому, что он намеревался изображать себя с помощью природы, обнаружив неразделенность между природой и внутренним миром. Федотов пишет в «Письмах о русской культуре»: «Русский славянин и в XIX в. еще не оторвался вполне от матери-земли. Его срощенность с природой делает трудным и странным личное существование. Природа для него не пейзаж, не обстановка быта и, уж конечно, не объект завоевания. Он погружен в нее, как в материнское лоно, ощущает ее всем своим существом, без нее засыхает, не может жить» [16, с. 392] и далее «Даже духовная глубина Достоевского приоткрывает карамазовскую и шатовскую глубину – земли» [16, с. 395]. У Левитана не встречается того нацеленного, изучающего взгляда исследователя, каким обладает Сезанн. Левитан равнодушен к объективации. Он не анализирует учреждение природы человеком. Его не интересует результат разделения. Левитан поглощен не природой, а собой. Если Сезанн отставил себя самого в сторону в погоне за истиной, за отношением между собой и природой, то Левитан пишет о себе самом. Но в результате собственной двойственности, которая удерживает разделившееся, он вынужден писать о природе. Как иначе сделать видимость видимой? Писать природу, поскольку она является неотделимой частью единства и своей пустотой предоставляет место человеку. Другой человек в картине перетягивает все внимание к себе, не давая места художнику. Левитан не планирует изображать другого. Левитан делает то, о чем думает Карсавин: изображает самого себя через иное. Карсавин пишет: «я существую и познаю себя существующим и познающим только в соотнесенности моей с “инобытием”, т.е. с другими существами и вещами. Таким образом мое самопознание есть вместе с тем и познание мною “инобытия”, а знание мною “инобытия” есть вместе с тем и мое самопознание» [4, с. 27] и далее «…то, что я называю инобытием и в качестве инобытия соотношу со мною, должно быть и мною» [4, с. 29].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=