Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (45) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (45), апрель 2023 г 89 но упорядочиваются сознательно законом. Сезанн использует линии, но уже не для того, чтобы создать форму предмета, не для повтора мира, не для копии. Сезанн использует линии, чтобы создать пространство на холсте, прочерчивая глубину, поскольку природа для нас пространственна. Итак, образующее ядро его картин, его исследования создания природы – цвет и геометрические фигуры. Если считать, что Сезанн как художник занимается видимостями, то он занимается скорее формами нашего восприятия и способом утверждения человеком внешнего. Сезанн показывает, что «я», исключенное из мира, создает искаженные изображения, называемые природой. Природа – результат действия «я». Сезанн пытается создать природу вторично; он «трактует природу». Он исследует красками событие распадения единого на природу и я, в ходе которого рождается человек. Сезанна волнует вопрос утверждения природы. Как говорит Сезанн, чтобы быть художником, не обязательно видеть гармонию и понимать, как смешивать краски, но необходимо иметь чувство искусства. В чем заключено «чувство искусства»? Чувство искусства связано с взглядом художника, в способности увидеть собственный взгляд. Личность художника, по мнению Сезанна, заключена в самом этом взгляде, утверждающем природу. Взгляд художника конституирован личностью и личность проявляется в этом взгляде, но Сезанн не выходит за границы этого взгляда. Он не исследует его появление. Сезанну не интересен вопрос создания личностного, образования собственного лица. Для его картин лицо – это камень, вещь. Сезанн не исследует иную часть человека, не связанную с образованием внешнего и образованием природы. Искусство художника – вопрос зрения, по мнению Мерло-Понти. Картина позволяет нам приблизиться к невидимому процессу зрения, которое предоставляет нам видимое. Однако, зримость держится призрачностью: цветом, тенью, оттенком и т.д. Мерло-Понти замечает следующую фразу Сезанна: «Природа пребывает внутри нас». Он объясняет это возможностью нашего тела откликаться на какие-либо признаки. Это значит, что область, на которую отклика нет, в природу не попадает. Природой способно стать только то, что соотнесено с нашей телесной способностью восприятия. Зрение – это не просто отображение видимого в образы, а мышление, или, как пишет Мерло-Понти: «это род мышления, которое строго и однозначно дешифрует знаки, запечатленные в теле» [9, с. 27]. Но если это не прямое подобие, то художник вынужден мыслить, создавать этот взгляд всем своим существом, как это делает любой человек, но кроме того, художник должен запечатлеть собственный взгляд. Он работает не с предметами этого мира, а с собственными образами. Продолжение традиции Сезанна – кубизм. Если Сезанна еще волновал взгляд человека, то его ученика Д. Брака, основателя кубизма, волновал не взгляд, а зрение, то есть он хотел приблизиться к вещам самим по себе, прорваться к внешнему, оторваться от работы мысли, то есть искажений. Центр – это уже не человеческий взгляд, поскольку цель – сказать о предмете больше, показать его с нескольких перспектив. Это предмет в мире, а не в восприятии

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=